Хуманизация скрипки

Хуманизация скрипки

Что такое хуманизация музыки? Хуманизация — это процесс «оживления» виртуальных инструментов, благодаря которому мы можем воссоздать их живое акустическое звучание, придать характер, создать оттенки, изменить динамику темпа и многое другое. Хуманизация важна, в большинстве своем, в инструментальной музыке и призвана создать эффект живой записи музыканта, играющего на том или ином инструменте. В этой статье я объясню, какими методами я хуманизирую скрипку и какими способами это можно сделать.

Что такое скрипка?



























Скрипка — это, прежде всего, струнно-смычковый инструмент, играющий важную роль в инструментальной музыке, может использоваться как солирующий инструмент, а также составляет значительную часть оркестра, выполняя солирующую, либо аккомпанирующую функцию.

В этой статье я объясню, как хуманизировать солирующую скрипку в ансамбле.

Составление партии


































Составление правильной партитуры ансамбля — отдельная тема для статьи, но без правильного составления партии вы не сможете получить наиболее живой звук инструмента. Поэтому я грубо выделил несколько основных тезисов для аранжировки инструмента:

  1. Логически правильное построение гармонической последовательности — залог успеха. Серьезно, правильно построенный гармонический ряд это 50% выполненной работы. Используя T35-умVII7-T35-мVII7-T35 вы, может быть, и добьетесь невиданного успеха и получите всемирное признание с несколькими Грэмми, но лучше грамотно проанализируйте свою цепочку и попробуйте построить ее заново
8IXsxonBRok.jpg


2. Солирующий инструмент должен придерживаться той гармонической последовательности, которая лежит в основе аккомпанирующих инструментов. Иначе говоря, если у вас все произведение написано в ля мажоре, не стоит прописывать аккордеону ми минорную партию

3. Больше знаешь — лучше думаешь. Погуглите, как играют на различных инструментах живые исполнители, посмотрите, какие способы извлечения звука существуют на том или ином инструменте, тогда вы сможете максимально точно его симулировать при написании вашей партии.

Эти три принципа помогут вам не угрохать ваш замечательный трек неудачной скрипкой или кларнетом, повторяйте их как мантру и повесьте на комплюхтер распечатанный листочек со священными тремя заповедями.

Хуманизация





















Для наглядной демонстрации хуманизации я буду использовать Kontakt библиотеку CineStrings Solo. Я сочинил партию для солирующей скрипки и аккомпанирующего фортепиано, чтобы показать, как меняется звучание ансамбля с правильным использованием хуманайза.

Вот как звучит изначальная партия скрипки и фортепиано (будет больно)
Использованные параметры:

1. Велосити выравнена до 80% на каждом инструменте;
2. Отсутствие модуляции;
3. Отсутствие экспрессии.
4. Отсутствие модуляции темпа.


ESL5fSCzUuI.jpg


Итак, в чем главная проблема этой демки? Во-первых, совершенное отсутствие синхронизации между фортепианной партией и скрипкой: скрипка «опаздывает» на 2 четверти. Это особенность библиотеки CineStrings Solo. Давайте выровняем партию скрипки таким образом, чтобы она совпадала с партией фортепиано: иначе говоря, подвинем ее влево, и будем двигать до тех пор, пока не услышим полную синхронизацию между двумя инструментами, а заодно придадим нашему скрипачу болезнь Паркинсона и представим, что он то оттягивает ноту, то, наоборот, берет ее чуть раньше положенного — такая техника придаст живости исполнения:

ZZMgltNbwHg.jpg


Звучит уже получше, но недостаточно живо. Как мы знаем, в нашем импровизированном ансамбле существует еще и пианист, который вообще не понимает, что делает, и пытается изображать робота, играющего большими карандашами по клавишам. Давайте устраним это качество и наградим его живостью, изменив значение велосити. Для этого я рекомендую самостоятельно наиграть партию фортепиано на MIDI клавиатуре, при ее наличии, а затем применить легкий Quantize на вашу записанную партию. На удивление, два ваших музыканта обладают Паркинсоном, из-за которого и пианист никак не может взять ноты идеально вовремя:

eztQzXy2Ibs.jpg


Заметьте, что основной акцент у фортепианной партии идет на первую басовую ноту. Это сделано неспроста: в таком простом аккомпанементе пианист обычно глубоко берет бас, создавая так называемую «подушку» для солирующего инструмента.

Но что-то в этой партии мне не нравится. Скрипка часто делает глиссандо и очень неестественно ведет свою партию. Исправить эту проблему нам поможет модуляция. Открываем окно модуляции и прописываем ее. Для этого я использую контроллер TouchOSC. Следует помнить, что модуляция должна подчеркивать движение музыки. Чем больше ее значение, тем сильнее будет вибрато на скрипке и тем ярче она будет звучать. Но часто модуляция изменяет не только эти эффекты, ее значение варьируется от библиотеки к библиотеке.

FeZ_8JJCCRk.jpg


Заметьте, что модуляция скрипки идет каждый раз к «цели», к кульминации той или иной фразы, а конкретно к ее первой доле. Такой способ модуляции создает движение скрипки.
Также, помимо модуляции, я настроил велосити скрипки. В данной библиотеке этот параметр отвечает за глиссандо и качество вибрато скрипки. Чем больше параметр, тем лучше слышится глиссандо.

SNS6cO05u6o.jpg


Помимо движения, в скрипке появились призвуки. Их создают «репетиции» — повторяющиеся ноты в мелодии. Отдалим повторяющиеся ноты друг от друга, пока призвуки не исчезнут или не уменьшатся до минимума.

Но даже такой результат меня не устраивает. «Нужно больше динамики!», — сказал композитор, появившийся рядом с монитором. «Опять работать», — ответил продюсер. Ничего не поделаешь, придется доделывать аранжировку. Для создания бóльшей динамики, нам понадобится параметр Expression (MIDI CC#11).

Рисуем линию, похожую на линию модуляции, но с утрированными акцентами. С изменением параметра экспрессии изменяется и громкость инструмента, поэтому подгоняем велосити пианиста для того, чтобы фортепиано следовало по динамике за скрипкой.

sx8LQLWmz60.jpg


Композиция стала заметно тише, при этом образовалась динамика скрипки и фортепиано. Осталось выйти на финишную прямую и автоматизировать темп. Это нужно для того, чтобы эмулировать совместную игру скрипки и фортепиано, «связать» их единым темпом. Открываем Tempo Track и рисуем динамику. Чем выше находится точка, тем быстрее играют ваши инструменты.

Я не рекомендую заходить за значение темпа выше N±20, где N — ваш изначальный темп. Используйте большое изменение динамики темпа, если хотите создать сильное замедление или ускорение соответственно. При этом маленькие изменения темпа придают динамику.

OgmXSrHP2GA.jpg


Вот и все. Заказчик доволен, все рады, материал готов к коррекции.

6 уровень— не окончательный вариант хуманизации. Ему также необходима доработка уровней велосити и модуляции, но 95% работы уже сделано.

Некоторые примечания
Помните, что модуляция одной библиотеки может отличаться от модуляции другой;

Вообще, библиотеки Kontakt разные и специфичные. Чем больше вы работаете с одной и той же библиотекой, тем больше понимаете ее нюансы;

В библиотеке CineStrings Solo настройка глиссандо — отдельный материал для статьи. Полностью убрать его, при естественном вибрато, невозможно. Будьте аккуратны с большими велосити в ней

Если вам понравился данный материал, подписывайтесь на мой паблик: я постараюсь радовать вас качественным контентом как можно чаще.
Об авторе
SoundMain
1.jpg

Главный редактор группы проектов Soundmain, звукорежиссер, увлеченный демократизацией создания музыки

Комментарии

Нет комментариев для отображения.

Статья информация

Автор
Алексей Раков
Время чтения
4 минут(ы)
Просмотры
3,485
Последнее обновление

Больше в Инструменты

Больше от Алексей Раков

Назад
Сверху