MP3 может быть одним из самых узнаваемых типов файлов в музыке, но так ли он важен сегодня, как когда-то?
Это порочный круг — последнее увлечение технологиями неизбежно будет заменено чем-то более новым, модным и более рациональным. Удивительно малый размер и легкая портативность файла mp3, наряду с ростом Интернета и других новаторских технологий, ознаменовали начало конца для ранее успешных физических форматов, таких как компакт-диск. Ранее мы рассматривали, как создается mp3 в Психоакустике, теперь давайте углубимся в то, как он сформировал (и был сформирован) нашим потреблением музыки.
MP3 — это старо
Хотя у многих людей есть теплые воспоминания об этом любимом формате, вы все равно можете быть удивлены, узнав, как долго существует mp3. Хотя он был официально выпущен в 1993 году, его развитие на самом деле берет свое начало в 80-х годах, когда группа экспертов по киноискусству работала над стандартизацией представления как цифрового звука, так и видео. Формат mp3 работает на основе концепции «сжатия с потерями», при которой некоторые цифровые данные полного или «несжатого» аудиофайла (например, .wav или AIFF) фактически удаляются, чтобы радикально уменьшить его общий размер. Следуя определенным ключевым принципам психоакустики при удалении указанных данных, полученный файл может быть как действительно маленьким, так и сохранять большую часть воспринимаемого качества звука как у оригинала. Такое уменьшение размера файла было особенно привлекательным на рубеже тысячелетий, когда скорость интернета была все еще низкой, а цифровое хранилище было дорогим и труднодоступным. Добавьте к этому рост сервисов обмена файлами, таких как Napster, и запуск Apple iPod в 2001 году, и вы получите рецепт, пожалуй, самого известного в мире типа файла.
Другие форматы
Учитывая, как долго этот формат существует, является ли он по-прежнему общепринятым сегодня? Вот краткий обзор некоторых других форматов сжатого аудио, которые стали все более популярными с годами с момента появления mp3:
AAC (.m4a): стандарт Advanced Audio Coding был выпущен в 1997 году как буквальный преемник mp3. Несмотря на то, что сам по себе он довольно старый, AAC может похвастаться в целом лучшим воспринимаемым качеством звука, занимая при этом столько же места благодаря ряду технических усовершенствований. По сути, «лучший» mp3, файлы в кодировке AAC являются стандартным принятым форматом в продуктах Sony, Nintendo и Apple (AAC — это кодировщик по выбору для iTunes).
OGG (.ogg): OGG на самом деле является цифровым контейнером, способным поддерживать несколько различных форматов файлов, но наиболее известен тем, что работает с типом файла Vorbis. Выпущенный в 2000 году, Ogg Vorbis не смог оставить такого следа, как AAC или MP3, но он все больше набирает обороты из-за своей природы с открытым исходным кодом.
FLAC (.flac): Основное отличие этого формата от всех рассмотренных до сих пор заключается в том, что он создан с помощью сжатия «без потерь», а не «с потерями», что уменьшает размер файла, фактически не влияя на общее качество звука. Запущенный в 2001 году, FLAC имеет открытый исходный код и со временем стал намного популярнее. Теперь вы можете воспроизводить эти файлы изначально на Windows 10, устройствах Android и растущем списке аппаратных ресиверов и потоковых коробок (у Apple есть свой собственный фирменный формат без потерь, называемый ALAC).
Заглядывая вперед
Итак, пришло время обратиться к слону в комнате. Потоковая передача музыки быстро росла в течение последних нескольких лет и не показывает никаких признаков остановки в ближайшее время. Пропускная способность Интернета уже не так важна, как раньше, но сжатие данных по-прежнему во многом определяет правила игры, когда дело касается потоковой передачи. AAC остается кодеком выбора для таких сервисов, как Pandora, Apple Music и YouTube Music, в то время как Spotify выбирает Ogg Vorbis, а SoundCloud отказался от потоковой передачи mp3 в пользу нового формата OPUS.
Tidal — один из немногих сервисов, который может похвастаться потоковой передачей FLAC без потерь на своем тарифном плане более высокого уровня, а Amazon использует свою собственную опцию без потерь. В целом, дела у нашего любимого mp3 не выглядят слишком радужными, когда дело доходит до потоковой передачи, на которую сейчас приходится почти 80% потребления музыки. Хотя его создатели объявили его мертвым в пользу лучших форматов, я не уверен, что мы когда-нибудь перестанем видеть это знакомое расширение файла, плавающее повсюду. Слишком много истории.
Это порочный круг — последнее увлечение технологиями неизбежно будет заменено чем-то более новым, модным и более рациональным. Удивительно малый размер и легкая портативность файла mp3, наряду с ростом Интернета и других новаторских технологий, ознаменовали начало конца для ранее успешных физических форматов, таких как компакт-диск. Ранее мы рассматривали, как создается mp3 в Психоакустике, теперь давайте углубимся в то, как он сформировал (и был сформирован) нашим потреблением музыки.
MP3 — это старо
Хотя у многих людей есть теплые воспоминания об этом любимом формате, вы все равно можете быть удивлены, узнав, как долго существует mp3. Хотя он был официально выпущен в 1993 году, его развитие на самом деле берет свое начало в 80-х годах, когда группа экспертов по киноискусству работала над стандартизацией представления как цифрового звука, так и видео. Формат mp3 работает на основе концепции «сжатия с потерями», при которой некоторые цифровые данные полного или «несжатого» аудиофайла (например, .wav или AIFF) фактически удаляются, чтобы радикально уменьшить его общий размер. Следуя определенным ключевым принципам психоакустики при удалении указанных данных, полученный файл может быть как действительно маленьким, так и сохранять большую часть воспринимаемого качества звука как у оригинала. Такое уменьшение размера файла было особенно привлекательным на рубеже тысячелетий, когда скорость интернета была все еще низкой, а цифровое хранилище было дорогим и труднодоступным. Добавьте к этому рост сервисов обмена файлами, таких как Napster, и запуск Apple iPod в 2001 году, и вы получите рецепт, пожалуй, самого известного в мире типа файла.
Другие форматы
Учитывая, как долго этот формат существует, является ли он по-прежнему общепринятым сегодня? Вот краткий обзор некоторых других форматов сжатого аудио, которые стали все более популярными с годами с момента появления mp3:
AAC (.m4a): стандарт Advanced Audio Coding был выпущен в 1997 году как буквальный преемник mp3. Несмотря на то, что сам по себе он довольно старый, AAC может похвастаться в целом лучшим воспринимаемым качеством звука, занимая при этом столько же места благодаря ряду технических усовершенствований. По сути, «лучший» mp3, файлы в кодировке AAC являются стандартным принятым форматом в продуктах Sony, Nintendo и Apple (AAC — это кодировщик по выбору для iTunes).
OGG (.ogg): OGG на самом деле является цифровым контейнером, способным поддерживать несколько различных форматов файлов, но наиболее известен тем, что работает с типом файла Vorbis. Выпущенный в 2000 году, Ogg Vorbis не смог оставить такого следа, как AAC или MP3, но он все больше набирает обороты из-за своей природы с открытым исходным кодом.
FLAC (.flac): Основное отличие этого формата от всех рассмотренных до сих пор заключается в том, что он создан с помощью сжатия «без потерь», а не «с потерями», что уменьшает размер файла, фактически не влияя на общее качество звука. Запущенный в 2001 году, FLAC имеет открытый исходный код и со временем стал намного популярнее. Теперь вы можете воспроизводить эти файлы изначально на Windows 10, устройствах Android и растущем списке аппаратных ресиверов и потоковых коробок (у Apple есть свой собственный фирменный формат без потерь, называемый ALAC).
Заглядывая вперед
Итак, пришло время обратиться к слону в комнате. Потоковая передача музыки быстро росла в течение последних нескольких лет и не показывает никаких признаков остановки в ближайшее время. Пропускная способность Интернета уже не так важна, как раньше, но сжатие данных по-прежнему во многом определяет правила игры, когда дело касается потоковой передачи. AAC остается кодеком выбора для таких сервисов, как Pandora, Apple Music и YouTube Music, в то время как Spotify выбирает Ogg Vorbis, а SoundCloud отказался от потоковой передачи mp3 в пользу нового формата OPUS.
Tidal — один из немногих сервисов, который может похвастаться потоковой передачей FLAC без потерь на своем тарифном плане более высокого уровня, а Amazon использует свою собственную опцию без потерь. В целом, дела у нашего любимого mp3 не выглядят слишком радужными, когда дело доходит до потоковой передачи, на которую сейчас приходится почти 80% потребления музыки. Хотя его создатели объявили его мертвым в пользу лучших форматов, я не уверен, что мы когда-нибудь перестанем видеть это знакомое расширение файла, плавающее повсюду. Слишком много истории.