Разная громкость в треках - это проблема? | Soundmain

Разная громкость в треках - это проблема?

На одном форуме участник задал вопрос:

Ситуация: есть в районе 7000 треков на айподе, в вав и алак. И еще стока же на компе. Помимо разного качества записи и, видимо, рипов, (проблема, с которой буду как-то разбираться позже), треки записаны с очень разной громкостью, делать все время тише-громче меня бесит.
Можно ли какой-то прогой выровнять громкость всех треков под один уровень?

Подобные вопросы звучат довольно часто. И тут совсем всё не так просто, как может показаться на первый взгляд. Нормализация может иногда помочь, но в пренебрежимо малом проценте случаев, так как обычно на студиях уже производится нормализация материала, да и дело абсолютно не в этом. Вся тонкость ситуации заключается вот в чём - соотношение RMS и пикового уровня фонограммы, так называемый пик-фактор и амплитудно-частотный спектр фонограммы (АЧХ).

Как известно, человек слышит звук разной частоты с одним звуковым давлением с разной громкостью, есть такая таблица:

Gromkost


Рис. 1. Кривые равной громкости. Зависимость уровня громкости от звукового давления и частоты

Из таблицы видно, что, например, тон с частотой 1 кГц с давлением (SPL) 20 дБ и тон 50 Гц с давлением 50 дБ человек будет воспринимать как 2 звука с одинаковой громкостью, несмотря на разницу в SPL в 30 (!) дБ.
Что такое RMS - (аббревиатура от Root Mean Square, среднеквадратический корень) - это среднеквадратичное значение всех мгновенных значений напряжений сложной звуковой волны.

От чего же всё-таки зависит громкость фонограммы?

"Громкость звука зависит не только от его уровня, но и от его спектрально-временного состава. Если частотный баланс фонограммы уже определен и менять его нежелательно, то для увеличения ее громкости нужно повысить уровень.
Зачем повышать громкость? На это есть две причины. Первая из них заключается в том, что громкая музыка чаще всего кажется «красивее», чем тихая, и больше привлекает внимание. Поэтому большинство продюсеров всеми силами стремятся повысить уровень фонограммы при мастеринге: ведь от этого может зависеть ее коммерческий успех. Вторая причина повышения громкости — желание наиболее полно использовать динамический диапазон носителя аудиозаписи, будь то компакт-диск или аналоговая лента."

Позаимствовал из статьи "Технологии мастеринга: Максимайзеры. Часть 1", автор - Алексей Лукин, журнал "Звукорежиссёр", 2004г.

Если просто, в двух словах, то как-то так:
Современные требования к звучанию популярной музыки буквально вынуждают при мастеринге фонограмм всё больше и больше повышать RMS. Для телевидения, особенно для радиовещания уровень RMS "задирается" просто нещадно. Как показывают исследования в этой области, среднестатистический радиослушатель, во время выбора станции, остановится на той, где аудио-материал звучит громче. Но как известно, в цифровой, в отличие от аналоговой записи просто технически невозможно превысить уровень в 0 дБ. Если "на цифру" попытаться записать сигнал с перегрузкой, получим очень заметные и неприятные на слух искажения.

Выход один - искусственно понизить динамический диапазон фонограммы, уменьшив уровень самых громких фрагментов фонограммы с помощью незаменимого прибора обработки звука - компрессора, ''срезав'' самые короткие ''всплески'' громкости ещё одним прибором - лимитером. Результат - меньше динамический диапазон фонограммы, но больше RMS, больше громкость обрабатываемого таким образом произведения. Некоего ''промышленного стандарта'' на уровень RMS в мире, в общем-то, не существует. Всё зависит от того, насколько заказчику в ущерб динамическому диапазону фонограммы важна общая громкость.

Но!!! В арсенале хорошего мастеринг-инженера в хорошей мастеринг-лаборатории есть дорогостоящие приборы динамической обработки, работающие почти безболезненно для слушателя, очень корректно выполняющие свою работу так, что динамика произведения на слух страдает по минимуму.

Другое дело - "самопальные пере мастера" (как пример - многие wap ресурсы с музыкой для телефонов и мр3 плейеров), где выкладывают музыку по одному критерию - чем громче - тем лучше!!! Ведь среднестатистический "слушатель музыки с телефона" всегда стремится показать другому, что у него "музло лучше" (в этом контексте - громче). К слову, такие чересчур пере компрессированные фонограммы способны нанести вред практически любой аудиосистеме, даже не говоря о вреде для самого слушателя, особенно предпочитающего наушники!
Как визуальные примеры, можно привести 2 абсолютно разные по динамике, стилистике, "времени выхода в свет" фонограммы - красивейшую песню в исполнении Earth, Wind & Fire - "Reasons" и "забойную" "Omen" (Noisia Remix) от The Prodigy:

Earth Wind Fire Reasons wave


Рис. 2. Это графическое представление звуковой волны "спокойного" фрагмента песни "Reasons" в программе WaveLab от Steinberg.

Earth Wind Fire Reasons RMS


Рис. 3. Данные анализатора RMS, та же программа. Как видно - RMS примерно -15dB.

The Prodigy Omen Noisia Remix wave1


Рис. 4. Вещица от The Prodigy - Omen, один из наиболее "мощных" фрагментов композиции.

The Prodigy Omen Noisia Remix RMS1


Рис. 5. Тут RMS около -5dB. Фонограмма звучит очень намного громче! Разница RMS этих двух композиций примерно на 10 dB - очень существенна, даже огромна!

Ну и так, для справки:


* Пик-фактор в 6 dB считается ещё приемлемым для современных стилей. Для джаза, классики - примерно до 20-24 dB.
* На 10 дБ меньше SPL - в 2 раза тише.
* Динамический диапазон форматов 16 бит - 96 дБ, 24 бит - около 140 дБ.

Если встал вопрос, чем же выровнять громкость треков, можно посоветовать звуковые редакторы Sound Forge, Adobe Audition, WaveLab. К ним нужны плагины для мастеринга - компрессоры, лимитеры, коих в сети великое множество. Лично бы порекомендовал пакеты от Sonnox Oxford и Waves.

Подведём итог. Что бы "выровнять" громкость, как следует из заметки, нужно как минимум выровнять значения RMS всех треков, что совершенно не является простой задачей, даже для профессионального мастеринг инженера. Чтобы треки минимально отличались друг от друга, даже этого будет недостаточно - амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) у всех треков отличается, иногда очень сильно!!!

ps. Всегда следует помнить, что испортить что-либо намного проще, чем сделать лучше!


Если всё-таки НЕОБХОДИМО выровнять громкость треков, самое простое и качественное решение - понизить в редакторе громкость громких треков (сорри за каламбур). Если же душа требует эксперимента:

Способ №1
. Например, пользуясь программой-звуковым редактором WaveLab, попытаться сделать это можно хоть и грубо, но наиболее просто:

a). Открываем трек (WaveLab понимает не все форматы, возможно придётся конвертировать) в WaveLab.

b). Вычисляем RMS самого "громкого" трека - Analysis > Global Analysis > Analyse

c). Смотрим значение Average на вкладке Loudness. К этому значению и нужно будет подогнать RMS остальных треков с помощью плагина Лимитер (если разница не большая) или Компрессор (Waves RComp, Waves LinMB - пятиполосный) + Лимитер (Waves L3-LL Multi - пятиполосный или Waves L3-LL Ultra), если разница существенна. Как пользоваться этими приборами - отдельная тема.

Способ №2. В редакторе Sound Forge:

a). Нормализуем все треки (главное меню -> Process -> Normalize).

a). При нормализации трека можно включить Normalize using - Average RMS level

b). Нажимаем кнопку Scan levels. Получаем значение уровней RMS и Peak. Вычисляем самый тихий трек.

c). Подгоняем RMS всех треков.

Есть ещё вариант попробовать программку "автоматического мастеринга" AAMS.Auto.Audio.Mastering.System.v2.0 или где-то посоветовали WaveGenix DeLUXE Mastering Suite pro - сам не пробовал, но почему бы и не поэкспериментировать?

Первоначальный источник

  • RoNikEr™
Об авторе
SoundMain
Алексей Раков
1.jpg

Главный редактор группы проектов Soundmain, звукорежиссер, увлеченный демократизацией создания музыки

Комментарии

Нет комментариев для отображения.

Статья информация

Автор
Алексей Раков
Время чтения
4 минут(ы)
Просмотры
5,209
Последнее обновление

Больше в Разное

Больше от Алексей Раков

Назад
Сверху