Неудачный баланс инструментов
Даже при умеренном звуковом давлении до 100 дБА, неудачный звуковой баланс может способствовать быстрому утомлению слушателей, вызывать головную или боль в ушах. Наиболее важные составляющие частотного баланса - тембр музыкальных инструментов и аранжировка. Также следует учитывать, что большинство концертных залов имеют стены и потолок, способствующие длительной реверберации, что негативно сказывается на ритмической фактуре и разборчивости деталей звуков, издаваемых инструментами. Во избежание подобного, звукорежиссер обязан выставить акцент на басовых инструментах, создающих вибрацию и ритм.
"Маскировка" слабых звуков
Каждый опытный звукорежиссер знает, что на громких концертах аккомпанемент может быть полностью "съеден" громкими инструментами первого плана, в результате чего идея автора музыкального произведения может быть абсолютно неверно воспринята слушателями. Данный эффект может остаться незамеченным на средней громкости, но при ее увеличении может возникнуть недостаток реверберации или необходимость в добавлении выразительности эффектов, что отразится на слитности и детализации звучания слабых инструментов. В данном случае, на инструменты первого плана или вокал обязательно применяются компрессоры. Выделять солирующие партии добавлением уровня громкости звука не стоит, так как это неминуемо приведет к нарушению общего звукового баланса.
Недостаточная прозрачность звучания
Достаточно большое количество музыкальных инструментов звучат в одном диапазоне частот, и человеческое ухо выделяет каждый из них благодаря специфической атаке, отличающейся у каждого инструмента. Например, гитарную и клавишную партию мы легко различаем, прослушивая музыку в домашних условиях. Но в концертном зале реверберация играет со звуком, убирая атаку и оставляя только спектральную картину звучания, что приводит к снижению разборчивости инструмента в общей картине.
Частая ошибка – использование реверберации для инструментов с мягкой структурой спектра прямо на сцене. Если в условиях открытых площадок, такой прием может быть уместен, то естественная реверберация зала придаст ему неестественности, так как создаст выбивающуюся из общего ряда партию, звучащую не слитно. Будет утеряна ритмичность и разборчивость инструмента.
Настройка инструментов для выделения вокальной партии и солирующих инструментов
Гармония музыкального произведения создается при помощи правильного управления частотным диапазоном. Для того чтобы солирующий инструмент или голос вокалиста был разборчивым и звукорежиссеру не приходилось добавлять громкости, у всех инструментов вырезаются частоты между 1 и 3 кГц. Исключение – басовые инструменты и барабаны, так как они могут создавать лишь кратковременную нагрузку.