Построением схемы концертного звука должен заниматься только профессионал, обладающий не только богатым багажом знаний, но и опытом, который позволит правильно принимать решения в нестандартных ситуациях. Опыт студийной работы со звуком здесь мало чем пригодится, так как специфика акустики концертных залов требует особого подхода. Чтобы добиться гармонии звуковой картины и выстроить правильное взаимодействие исполнителей со слушателями, следует обратить внимание на самые распространенные ошибки звукорежиссеров, допускаемые в процессе настройки концертного звука.
Неудачный баланс инструментов
Даже при умеренном звуковом давлении до 100 дБА, неудачный звуковой баланс может способствовать быстрому утомлению слушателей, вызывать головную или боль в ушах. Наиболее важные составляющие частотного баланса - тембр музыкальных инструментов и аранжировка. Также следует учитывать, что большинство концертных залов имеют стены и потолок, способствующие длительной реверберации, что негативно сказывается на ритмической фактуре и разборчивости деталей звуков, издаваемых инструментами. Во избежание подобного, звукорежиссер обязан выставить акцент на басовых инструментах, создающих вибрацию и ритм.
"Маскировка" слабых звуков
Каждый опытный звукорежиссер знает, что на громких концертах аккомпанемент может быть полностью "съеден" громкими инструментами первого плана, в результате чего идея автора музыкального произведения может быть абсолютно неверно воспринята слушателями. Данный эффект может остаться незамеченным на средней громкости, но при ее увеличении может возникнуть недостаток реверберации или необходимость в добавлении выразительности эффектов, что отразится на слитности и детализации звучания слабых инструментов. В данном случае, на инструменты первого плана или вокал обязательно применяются компрессоры. Выделять солирующие партии добавлением уровня громкости звука не стоит, так как это неминуемо приведет к нарушению общего звукового баланса.
Недостаточная прозрачность звучания
Достаточно большое количество музыкальных инструментов звучат в одном диапазоне частот, и человеческое ухо выделяет каждый из них благодаря специфической атаке, отличающейся у каждого инструмента. Например, гитарную и клавишную партию мы легко различаем, прослушивая музыку в домашних условиях. Но в концертном зале реверберация играет со звуком, убирая атаку и оставляя только спектральную картину звучания, что приводит к снижению разборчивости инструмента в общей картине.
Частая ошибка – использование реверберации для инструментов с мягкой структурой спектра прямо на сцене. Если в условиях открытых площадок, такой прием может быть уместен, то естественная реверберация зала придаст ему неестественности, так как создаст выбивающуюся из общего ряда партию, звучащую не слитно. Будет утеряна ритмичность и разборчивость инструмента.
Настройка инструментов для выделения вокальной партии и солирующих инструментов
Гармония музыкального произведения создается при помощи правильного управления частотным диапазоном. Для того чтобы солирующий инструмент или голос вокалиста был разборчивым и звукорежиссеру не приходилось добавлять громкости, у всех инструментов вырезаются частоты между 1 и 3 кГц. Исключение – басовые инструменты и барабаны, так как они могут создавать лишь кратковременную нагрузку.
Неудачный баланс инструментов
Даже при умеренном звуковом давлении до 100 дБА, неудачный звуковой баланс может способствовать быстрому утомлению слушателей, вызывать головную или боль в ушах. Наиболее важные составляющие частотного баланса - тембр музыкальных инструментов и аранжировка. Также следует учитывать, что большинство концертных залов имеют стены и потолок, способствующие длительной реверберации, что негативно сказывается на ритмической фактуре и разборчивости деталей звуков, издаваемых инструментами. Во избежание подобного, звукорежиссер обязан выставить акцент на басовых инструментах, создающих вибрацию и ритм.
"Маскировка" слабых звуков
Каждый опытный звукорежиссер знает, что на громких концертах аккомпанемент может быть полностью "съеден" громкими инструментами первого плана, в результате чего идея автора музыкального произведения может быть абсолютно неверно воспринята слушателями. Данный эффект может остаться незамеченным на средней громкости, но при ее увеличении может возникнуть недостаток реверберации или необходимость в добавлении выразительности эффектов, что отразится на слитности и детализации звучания слабых инструментов. В данном случае, на инструменты первого плана или вокал обязательно применяются компрессоры. Выделять солирующие партии добавлением уровня громкости звука не стоит, так как это неминуемо приведет к нарушению общего звукового баланса.
Недостаточная прозрачность звучания
Достаточно большое количество музыкальных инструментов звучат в одном диапазоне частот, и человеческое ухо выделяет каждый из них благодаря специфической атаке, отличающейся у каждого инструмента. Например, гитарную и клавишную партию мы легко различаем, прослушивая музыку в домашних условиях. Но в концертном зале реверберация играет со звуком, убирая атаку и оставляя только спектральную картину звучания, что приводит к снижению разборчивости инструмента в общей картине.
Частая ошибка – использование реверберации для инструментов с мягкой структурой спектра прямо на сцене. Если в условиях открытых площадок, такой прием может быть уместен, то естественная реверберация зала придаст ему неестественности, так как создаст выбивающуюся из общего ряда партию, звучащую не слитно. Будет утеряна ритмичность и разборчивость инструмента.
Настройка инструментов для выделения вокальной партии и солирующих инструментов
Гармония музыкального произведения создается при помощи правильного управления частотным диапазоном. Для того чтобы солирующий инструмент или голос вокалиста был разборчивым и звукорежиссеру не приходилось добавлять громкости, у всех инструментов вырезаются частоты между 1 и 3 кГц. Исключение – басовые инструменты и барабаны, так как они могут создавать лишь кратковременную нагрузку.