Построением схемы концертного звука должен заниматься только профессионал, обладающий не только богатым багажом знаний, но и опытом, который позволит правильно принимать решения в нестандартных ситуациях. Опыт студийной работы со звуком здесь мало чем пригодится, так как специфика акустики концертных залов требует особого подхода. Чтобы добиться гармонии звуковой картины и выстроить правильное взаимодействие исполнителей со слушателями, следует обратить внимание на самые распространенные ошибки звукорежиссеров, допускаемые в процессе настройки концертного звука.

s_mg_6871-jpg.3193


Неудачный баланс инструментов

Даже при умеренном звуковом давлении до 100 дБА, неудачный звуковой баланс может способствовать быстрому утомлению слушателей, вызывать головную или боль в ушах. Наиболее важные составляющие частотного баланса - тембр музыкальных инструментов и аранжировка. Также следует учитывать, что большинство концертных залов имеют стены и потолок, способствующие длительной реверберации, что негативно сказывается на ритмической фактуре и разборчивости деталей звуков, издаваемых инструментами. Во избежание подобного, звукорежиссер обязан выставить акцент на басовых инструментах, создающих вибрацию и ритм.

"Маскировка" слабых звуков

Каждый опытный звукорежиссер знает, что на громких концертах аккомпанемент может быть полностью "съеден" громкими инструментами первого плана, в результате чего идея автора музыкального произведения может быть абсолютно неверно воспринята слушателями. Данный эффект может остаться незамеченным на средней громкости, но при ее увеличении может возникнуть недостаток реверберации или необходимость в добавлении выразительности эффектов, что отразится на слитности и детализации звучания слабых инструментов. В данном случае, на инструменты первого плана или вокал обязательно применяются компрессоры. Выделять солирующие партии добавлением уровня громкости звука не стоит, так как это неминуемо приведет к нарушению общего звукового баланса.

Недостаточная прозрачность звучания

Достаточно большое количество музыкальных инструментов звучат в одном диапазоне частот, и человеческое ухо выделяет каждый из них благодаря специфической атаке, отличающейся у каждого инструмента. Например, гитарную и клавишную партию мы легко различаем, прослушивая музыку в домашних условиях. Но в концертном зале реверберация играет со звуком, убирая атаку и оставляя только спектральную картину звучания, что приводит к снижению разборчивости инструмента в общей картине.

Звуки инструментов на сцене должны быть максимально чистыми и лишенными любых звуковых искажений, а уже затем звукорежиссер равномерно наполняет пространство концертного зала при помощи искусственной реверберации.

Частая ошибка – использование реверберации для инструментов с мягкой структурой спектра прямо на сцене. Если в условиях открытых площадок, такой прием может быть уместен, то естественная реверберация зала придаст ему неестественности, так как создаст выбивающуюся из общего ряда партию, звучащую не слитно. Будет утеряна ритмичность и разборчивость инструмента.

Настройка инструментов для выделения вокальной партии и солирующих инструментов

Гармония музыкального произведения создается при помощи правильного управления частотным диапазоном. Для того чтобы солирующий инструмент или голос вокалиста был разборчивым и звукорежиссеру не приходилось добавлять громкости, у всех инструментов вырезаются частоты между 1 и 3 кГц. Исключение – басовые инструменты и барабаны, так как они могут создавать лишь кратковременную нагрузку.