Поговорим о такой популярной теме, как обработка мастер канала при сведении.
Ходит масса споров – нужно ли обрабатывать мастер шину, как сильно, на каком этапе микса и тд.
На самом деле все просто! Есть всего три принципа, которых нужно придерживаться.
ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП
Цепочка плагинов на мастер канале должна быть как можно проще. В идеале достаточно максимайзера и эквалайзера, обрезающего лишние низа в сайд канале микса. Все!
Конечно же есть масса ситуаций, когда легкая эквализация, сатурация или компрессия мастер шины помогают быстрее (проще) получить нужное звучание.
ВТОРОЙ ПРИНЦИП
Обработка мастер канала не должна быть стартовой точкой сведения. Что это значит? Допустим в начале работы вы слышите муть, конфликты инструментов, недостаточную склеенность звуков.
Бессмысленно обрабатывать мастер – вырезать какие-то частоты, применять многополосную компрессию и что-то еще.
Тем самым вы обрабатываете и звуки, которым эта обработка нужна, и те которые не нуждаются в ней. В итоге - ничего хорошего. Вместо одной проблемы получите другую и необходимость делать кучу компромиссов на стадии сведения.
Как результат, микс однозначно зазвучит более сбалансировано и приятно!
И наконец...
ТРЕТИЙ ПРИНЦИП
Каждая из обработок должна быть незначительной. То есть должна добавлять совсем немного. Почему? По той же причине, о которой говорил выше – кардинальная обработка мастер канала затрагивает все инструменты сразу и может нарушить баланс микса.
С ними трек зазвучит окончательно отполированным. Но если выключить их – микс не должен разваливаться! Ведь основная работа сделана на индивидуальных дорожках инструментов.
Обработка мастер канала должна стать вишенкой на торте, но никак не основным элементом!