5fbeb0545c41130bdbc75fb29a66423b--kids-coloring-coloring-sheets.jpg


Где-то в середине 80-х, когда персональные компьютеры уже достаточно прочно вошли в домашний обиход, музыканты-любители стали пытаться применить их в своем творчестве. Так появилась очередная волна программ, пытающихся сочинять или аранжировать музыку (первая волна была еще в 60-е годы на больших ЭВМ), программы для построения аккордов и другие вспомогательные средства; однако в то время они были лишены главного - самого звука. Компьютеры с даже простыми звуковыми генераторами были достаточно дороги, а обычный персональный компьютер содержал только банальную "пищалку", позволяющую извлекать лишь тоны разной частоты.

Однажды кто-то вспомнил, что если генератор звука на IBM PC программировать не как обычно, а особым образом, быстро меняя параметры генератора, то его можно заставить воспроизвести практически любой звук - хотя и с заметными искажениями. Немногим раньше или позже было замечено, что параллельный порт, к которому подключается принтер, можно использовать в качестве простого ЦАП - цифро-аналогового преобразователя, если подключить к нему простую схему из полутора десятков резисторов, а к ней - обычный усилитель или магнитофон. Если теперь достаточно быстро выводить в порт значения амплитуды звука (отсчеты), то на выходе появится уже не противный писк, а почти "настоящий" звук - с качеством неплохого телефонного аппарата.

Итак, средства "доставания" звука из компьютера были найдены - дело оставалось за средствами его создания. В результате возникла серия программ, которые имитировали работу несложного музыкального синтезатора, построенного на самплерном принципе: за основу брался образец (sample - сампл) звучания какого-либо инструмента - например, из набора звуков "серьезного" синтезатора - который при воспроизведении подгонялся по высоте и выводился в порт принтера или на внутренний генератор, а впоследствии - через звуковую карту. При одновременном (полифоническом) проигрывании нескольких звуков их цифровое представление суммировалось - первые программы такого типа могли проигрывать до четырех звуков, современные - 32 и более.

Эти программы получили название трекеров (trackers). Происхождение термина, очевидно, связано с тем, что партия каждого инструмента записывалась на отдельной дорожке (track). Однако из-за ограниченной информационной емкости текстового экрана в большинстве трекеров используется не традиционный горизонтальный, а вертикальный способ записи музыки - нот и управляющих команд, когда каждая дорожка записывается в своей колонке электронной партитуры. Партитура не непрерывна - она состоит из списка кадров (patterns), каждый из которых включает обычно 64 позиции для каждой дорожки, что позволяет записать четыре такта по 16 долей, 8 тактов по 8 долей и т.п. Кадры в списке могут повторяться - так реализуются вступления, проигрыши и т.п.

Как уже говорилось, в каждой позиции дорожки может быть записана либо нота, либо управляющая команда. Список команд довольно широк и включает средства для организации партитуры (переходы между кадрами и прерывания кадров), управления отдельными нотами и дорожкой в целом (плавное изменение высоты или амплитуды, модуляция, панорамирование), специальные приемы исполнения нот и звуков (арпеджио, задержки, сдвиг относительно начала сампла, периодический перезапуск ноты). Рядом с нотой указывается номер тембра, которым она исполняется, а также громкость и одна из управляющих команд.

Примерно до 93-94 годов большинство трекеров, наиболее известным из которых был Scream Tracker (ST и ST3), ограничивалось работой в текстовом видеорежиме и использованием 8-разрядных самплов по одному на тембр (инструмент), без возможности использования таких привычных в любом синтезаторе средств, как огибающие и LFO. Нечто вроде революции произошло при появлении Fast Tracker II (FT II), в котором были введены 16-разрядные самплы, слойная структура тембра, огибающие по амплитуде и панораме, автоматическое вибрато для каждого тембра, имеется встроенный редактор самплов с возможностью оцифровки и простой обработки, и все это снабжено удобным и информативным графическим интерфейсом. Несколько позже появился Impulse Tracker (IT), продолжающий идеологию линии ST - также с 16-разрядными самплами и вдобавок с возможностью настройки на звуковые карты различных типов. Эти два трекера сейчас наиболее известны и популярны на платформе IBM PC.

Явное преимущество трекеров даже перед гораздо более серьезными синтезаторами и секвенсорами, на которых работает большинство профессиональных музыкантов, состоит в том, что трекер являет собой и то, и другое "в одном флаконе", причем позволяет очень гибко и оперативно управлять всеми параметрами синтеза и исполнения. На хорошем трекере довольно просто и быстро делается то, на что затрачиваются недели и месяцы при традиционной работе. Работа с музыкой на компьютере во многом похожа на программирование, и традиционные средства напоминают мощные, но универсальные языки программирования, зачастую перегруженные понятиями и конструкциями, а трекеры - небольшие и интуитивно понятные интерпретаторы BASIC, до сих пор крайне популярные в среде начинающих программистов и любителей.

Однако это достоинство довольно быстро оборачивается недостатком: собственные возможности даже хорошего трекера весьма скромны - он в основном может лишь честно воспроизвести заложенные в него звуки, снабдив их амплитудной или частотной модуляцией. Ни фильтров, ни эффект-процессоров в трекерах нет - для их реализации не хватает мощности компьютерного процессора. Если в таблично-волновом синтезаторе карты есть эти возможности - трекер может их использовать, однако их точно так же может использовать и любой универсальный секвенсор.

В целом же получается так, что основное удобство трекера состоит в его простоте и понятности, что позволяет при должном навыке быстро создавать относительно простые по фактуре композиции. Но как только возникает необходимость в сложных звуках или тонком управлении ими в процессе воспроизведения - приходится применять различные хитрости, вроде предобработки звука в редакторе или имитации традиционных эффектов другими средствами. Таким образом часто удается достичь высокой натуральности звучания, однако процесс чрезвычайно насыщается техническими тонкостями, требуя от музыканта навыков и звукоинженера, и программиста, и математика. И на самом деле, среди поклонников трекеров больше всего именно музыкантов-любителей, основная специальность которых - программирование или около того.

Там, где в традиционном секвенсоре используется нотное письмо, визуальные кривые громкости, высоты, темпа и других параметров в привычной горизонтальной записи - в трекерах используются серии цифровых значений, кодирующих все эти изменения. Кроме этого, обычный синтезатор при игре аккордами сам выбирает свободные звуковые каналы (голоса), в то время как в трекере нужно явно размещать ноты в отдельных каналах, заботясь о том, чтобы они не мешали друг другу.

Трекерная идеология может затягивать точно так же, как привычка к любым простым инструментам - многие любители, однажды привыкнув к трекеру, затем перестают всерьез воспринимать профессиональные средства написания и обработки музыки, поскольку те требуют несколько другого образа мышления и работы. Вдобавок трекеры совершенно не предназначены для студийной работы, и музыканту, имеющему материал только в виде трекерной партитуры, в случае обращения в студию приходится либо делать его заново, либо передавать в уже готовом акустическом виде - со всеми шумами и искажениями звуковой карты.

Между "трекерщиками" и "мидийщиками" - сторонниками традиционных музыкальных средств в стандарте MIDI с разделением синтезатора и музыкального редактора - постоянно идут ожесточенные споры, в которых, однако, очень редко рождается истина. Во многом они напоминают споры программистов относительно языков C/Pascal и BASIC, однако сторонники BASIC почти никогда не претендуют на его использование в сложных самостоятельных проектах, в то время как многие "трекерщики" активно отвергают необходимость сложных профессиональных средств создания и обработки музыки, забывая, что большая часть используемых в трекерах звуков получена именно с их помощью. Кроме этого, основные нападки "трекерщиков" ориентированы на MIDI-возможности дешевых звуковых карт и простых редакторов, которые сами по себе довольно скромны, а мощных и популярных музыкальных инструментов и секвенсоров многие из них вообще никогда не видели.

Особенности этого противостояния очень хорошо заметны в музыке, которую делают обе стороны. Если у "мидийщиков" преобладают композиции мягкого лирического характера с выраженной мелодической линией, то у "трекерщиков" встречается в основном жесткая и агрессивная техно-музыка с обилием характерных приемов и эффектов, хотя местами попадаются и очень хорошие сбалансированные композиции разных стилей. При использовании трекеров большое влияние оказывает кадровая структура партитуры, жестко привязывающая музыку к ритму. Ряд авторов использует и трекеры, и редакторы-секвенсоры - каждый для своего вида работы, однако трекерную партитуру невозможно использовать больше нигде, тогда как MIDI-партитура пригодна для работы на любых стандартных музыкальных аппаратах и программах.