Сегодня я хотел бы пролить немного света на такую интересную и сложную тему, как алхимия звука дисторшн гитар. На первый взгляд все довольно просто - достаточно подключить электро гитару к усилителю, накрутить гейна по вкусу, и дело готово! Но если вы уже прошли стадию новичка, довольствующегося такой простейшей процедурой, и ваш натренированный слух желает большего - тогда давайте разбираться в деталях, как работает кухня гитарного звука.
Начнем с очевидных вещей. Кроме собственно инструмента, нужны усилитель (так называемая голова) и гитарный кабинет - говоря простым языком акустически спроектированный ящик с динамиками. Эти же два компонента являются основополагающими в формировании окончательного тона дисторшн гитар.
Итак, поехали!..
2. Кабинет
Следующим, таким же важным, компонентом идет гитарный кабинет. Акустическое строение его самого и встроенных динамиков в сумме играют роль эквалайзера с очень сложной формой огибающей. Проходя через этот "живой" эквалайзер, звучание дисторшна приобретает характерный узнаваемый тон, которого не достичь от кабинета другой конструкции никакими обработками. Рекомендация та же - постарайтесь подобрать кабинет, звучание которого наиболее отвечает вашим представлениям о желаемом звуке. Дальше сможете подправить его, усилив или ослабив некоторые частоты. Но общий характер звучания останется прежним.
А вот дальше начинается самая настоящая алхимия! Все возможные варианты описать в принципе невозможно, но я постараюсь осветить базовые моменты, влияющие на окончательное звучание гитары. Имейте их ввиду для собственных поисков идеального тона.
3. Микрофоны
Известная и используемая десятилетиями технология записи электро гитар, это когда звук на выходе кабинета снимается микрофоном (или двумя и больше), установленным возле динамиков определенным образом. Так вот тип и расположение микрофона играют огромное значение на то, как будет звучать запись. Совершенно стандартная техника получения жирного и насыщенного звучания дисторшн гитар - разместить один микрофон строго напротив центра динамика кабинета (здесь "живет" самый яркий звук), а второй на периферии, где динамик выдает преимущественно низкие частоты. Именно комбинация этих сигналов в пропорции примерно 50% на 50% и есть секрет богатого звучания - жирного, но при этом ясного и легко читаемого в миксе.
Пока все понятно, не правда ли? Но представьте, что:
- микрофоны можно использовать с малой диафрагмой или большой
- конденсаторные, динамические, ленточные
- располагать максимально близко к динамику, используя максимум их чувствительности. Или отодвигать на несколько сантиметров, используя ограниченный радиус чувствительности микрофона как дополнительный инструмент окраски звука
- располагать микрофон под углом до 45 градусов к динамику, также выбирая, на какие частоты сделать акцент
Вариантов уже, как видите - масса!
Движемся дальше...
4. Ручка Тона
Это простейший инструмент формирования звука, имеющийся буквально у каждого гитариста. При этом часто о нем попросту забывают. Ручка тона, встроенная в каждую электро гитару, представляет собой полочный эквалайзер. В среднем положении (положение ручки 5 - если имеется шкала) никакой эквализации не происходит, и на выходе гитара дает свой, скажем так, основной тон. По мере поворота ручки в сторону увеличения (до крайнего положения 10) этот простейший эквалайзер усиливает верхнюю часть диапазона. При вращении в противоположную сторону звучание гитары становится более тусклым. А ведь оттенок звука на выходе усилителя напрямую зависит от того, какой сигнал был подан на вход! Поэтому, начиная настройку, убедитесь, что ручка тона в среднем положении. Дальше, если почувствуете, что чего-то не хватает, можно покрутить ее в ту или иную сторону.
Пример: поворот ручки в сторону "затемнения" - отличный и простой способ сделать звучание гитары менее визгливым. На высоко звучащем соло возможно и вовсе стоит выкрутить тон в нулевое положение для более благородного и теплого звучания!
5. Обработка DI трека
Развивая тему подготовки звука к тому, чтобы превратиться в модный агрессивный дисторшн тон, хочу еще более углубленно рассмотреть обработки, предшествующих "голове" усилителя. Не важно, происходит ли обработка "железными" приборами или с помощью плагинов - суть ее остается прежней.
Эквализация
Это способ еще более тонко настроить тональный баланс перегруженных гитар и по сути является развитием предыдущего пункта статьи. Усиливая или ослабляя определенный частотный диапазон, доступно усилить акценты в финальном звуке.
Пример: ослабление частот в районе 4кГц на 1-3дБ на DI треке позволит уменьшить резкость ритм партий и придать им больше благородства и глубины. Дополнить (или заменить) этот прием можно, сделав небольшое усиление в диапазоне 80-120Гц.
Как всегда в работе со звуком, разница До-После будет весьма тонкой, но именно набор вот таких мелких шажков - верный путь к идеальному звучанию.
Компрессия
Современные модные дисторшн гитары - это как правило очень характерное компрессированное звучание. Добиться его, казалось бы, просто - накрутить гейна на усилителе побольше и "дожать" все это компрессором. В результате - слишком вялый безжизненный звук. Однако решение есть - компрессия не после, а ДО усилителя. Хорошо при этом использовать ламповый компрессор или его эмуляции - их собственная сатурация, кроме всего прочего, исполнит роль "разогрева" и добавит дисторшна без разрушения звука гитар чрезмерным уровнем гейна.
Грелки
Здесь думаю нет необходимости слишком подробно объяснять - использование легкого перегруза с помощью педали Ibanez Tube Screamer (или ее программных эмуляций) перед усилителем стало общеизвестной техникой.
Сюда же можно отнести использование бустеров. В обоих случаях цель - подготовить звук к основной обработке усилителем, заранее добавив легкий дисторшн.
И наконец самое простое, но очень действенное!
Громкость
Управляя уровнем входного сигнала, возможно весьма значительно управлять характером перегруза, не меняя при этом значения гейна. И получать более агрессивный дисторшн, при этом не лишая гитары живости и напора!
6. Обработка после усилителя
На этом, как правило завершающем, этапе речь идет о подрезании ненужных резонансов эквалайзером и формировании окончательного тона.
Дальнейшая обработка компрессией (в том числе многополосной) уже относится к задаче усадить гитару в конкретный микс.
Как видите, формирование звука перегруженных гитар - настоящая алхимия звука, и на первый взгляд слишком большое число вариантов сбивает столку. Но не стоит пугаться! С опытом вы разберетесь с ролью каждой из описанных обработок и научитесь чувствовать, нужна ли она в данном случае или нет. А для начала экспериментируйте - со всеми необходимыми инструментами вы теперь знакомы!
Начнем с очевидных вещей. Кроме собственно инструмента, нужны усилитель (так называемая голова) и гитарный кабинет - говоря простым языком акустически спроектированный ящик с динамиками. Эти же два компонента являются основополагающими в формировании окончательного тона дисторшн гитар.
Итак, поехали!..
- Усилитель - "голова"
2. Кабинет
Следующим, таким же важным, компонентом идет гитарный кабинет. Акустическое строение его самого и встроенных динамиков в сумме играют роль эквалайзера с очень сложной формой огибающей. Проходя через этот "живой" эквалайзер, звучание дисторшна приобретает характерный узнаваемый тон, которого не достичь от кабинета другой конструкции никакими обработками. Рекомендация та же - постарайтесь подобрать кабинет, звучание которого наиболее отвечает вашим представлениям о желаемом звуке. Дальше сможете подправить его, усилив или ослабив некоторые частоты. Но общий характер звучания останется прежним.
А вот дальше начинается самая настоящая алхимия! Все возможные варианты описать в принципе невозможно, но я постараюсь осветить базовые моменты, влияющие на окончательное звучание гитары. Имейте их ввиду для собственных поисков идеального тона.
3. Микрофоны
Известная и используемая десятилетиями технология записи электро гитар, это когда звук на выходе кабинета снимается микрофоном (или двумя и больше), установленным возле динамиков определенным образом. Так вот тип и расположение микрофона играют огромное значение на то, как будет звучать запись. Совершенно стандартная техника получения жирного и насыщенного звучания дисторшн гитар - разместить один микрофон строго напротив центра динамика кабинета (здесь "живет" самый яркий звук), а второй на периферии, где динамик выдает преимущественно низкие частоты. Именно комбинация этих сигналов в пропорции примерно 50% на 50% и есть секрет богатого звучания - жирного, но при этом ясного и легко читаемого в миксе.
Пока все понятно, не правда ли? Но представьте, что:
- микрофоны можно использовать с малой диафрагмой или большой
- конденсаторные, динамические, ленточные
- располагать максимально близко к динамику, используя максимум их чувствительности. Или отодвигать на несколько сантиметров, используя ограниченный радиус чувствительности микрофона как дополнительный инструмент окраски звука
- располагать микрофон под углом до 45 градусов к динамику, также выбирая, на какие частоты сделать акцент
Вариантов уже, как видите - масса!
Движемся дальше...
4. Ручка Тона
Это простейший инструмент формирования звука, имеющийся буквально у каждого гитариста. При этом часто о нем попросту забывают. Ручка тона, встроенная в каждую электро гитару, представляет собой полочный эквалайзер. В среднем положении (положение ручки 5 - если имеется шкала) никакой эквализации не происходит, и на выходе гитара дает свой, скажем так, основной тон. По мере поворота ручки в сторону увеличения (до крайнего положения 10) этот простейший эквалайзер усиливает верхнюю часть диапазона. При вращении в противоположную сторону звучание гитары становится более тусклым. А ведь оттенок звука на выходе усилителя напрямую зависит от того, какой сигнал был подан на вход! Поэтому, начиная настройку, убедитесь, что ручка тона в среднем положении. Дальше, если почувствуете, что чего-то не хватает, можно покрутить ее в ту или иную сторону.
Пример: поворот ручки в сторону "затемнения" - отличный и простой способ сделать звучание гитары менее визгливым. На высоко звучащем соло возможно и вовсе стоит выкрутить тон в нулевое положение для более благородного и теплого звучания!
5. Обработка DI трека
Развивая тему подготовки звука к тому, чтобы превратиться в модный агрессивный дисторшн тон, хочу еще более углубленно рассмотреть обработки, предшествующих "голове" усилителя. Не важно, происходит ли обработка "железными" приборами или с помощью плагинов - суть ее остается прежней.
Эквализация
Это способ еще более тонко настроить тональный баланс перегруженных гитар и по сути является развитием предыдущего пункта статьи. Усиливая или ослабляя определенный частотный диапазон, доступно усилить акценты в финальном звуке.
Пример: ослабление частот в районе 4кГц на 1-3дБ на DI треке позволит уменьшить резкость ритм партий и придать им больше благородства и глубины. Дополнить (или заменить) этот прием можно, сделав небольшое усиление в диапазоне 80-120Гц.
Как всегда в работе со звуком, разница До-После будет весьма тонкой, но именно набор вот таких мелких шажков - верный путь к идеальному звучанию.
Компрессия
Современные модные дисторшн гитары - это как правило очень характерное компрессированное звучание. Добиться его, казалось бы, просто - накрутить гейна на усилителе побольше и "дожать" все это компрессором. В результате - слишком вялый безжизненный звук. Однако решение есть - компрессия не после, а ДО усилителя. Хорошо при этом использовать ламповый компрессор или его эмуляции - их собственная сатурация, кроме всего прочего, исполнит роль "разогрева" и добавит дисторшна без разрушения звука гитар чрезмерным уровнем гейна.
Грелки
Здесь думаю нет необходимости слишком подробно объяснять - использование легкого перегруза с помощью педали Ibanez Tube Screamer (или ее программных эмуляций) перед усилителем стало общеизвестной техникой.
Сюда же можно отнести использование бустеров. В обоих случаях цель - подготовить звук к основной обработке усилителем, заранее добавив легкий дисторшн.
И наконец самое простое, но очень действенное!
Громкость
Управляя уровнем входного сигнала, возможно весьма значительно управлять характером перегруза, не меняя при этом значения гейна. И получать более агрессивный дисторшн, при этом не лишая гитары живости и напора!
6. Обработка после усилителя
На этом, как правило завершающем, этапе речь идет о подрезании ненужных резонансов эквалайзером и формировании окончательного тона.
Дальнейшая обработка компрессией (в том числе многополосной) уже относится к задаче усадить гитару в конкретный микс.
Как видите, формирование звука перегруженных гитар - настоящая алхимия звука, и на первый взгляд слишком большое число вариантов сбивает столку. Но не стоит пугаться! С опытом вы разберетесь с ролью каждой из описанных обработок и научитесь чувствовать, нужна ли она в данном случае или нет. А для начала экспериментируйте - со всеми необходимыми инструментами вы теперь знакомы!