Как добиться идеального тона дисторшн гитар

Как добиться идеального тона дисторшн гитар

Сегодня я хотел бы пролить немного света на такую интересную и сложную тему, как алхимия звука дисторшн гитар. На первый взгляд все довольно просто - достаточно подключить электро гитару к усилителю, накрутить гейна по вкусу, и дело готово! Но если вы уже прошли стадию новичка, довольствующегося такой простейшей процедурой, и ваш натренированный слух желает большего - тогда давайте разбираться в деталях, как работает кухня гитарного звука.

Начнем с очевидных вещей. Кроме собственно инструмента, нужны усилитель (так называемая голова) и гитарный кабинет - говоря простым языком акустически спроектированный ящик с динамиками. Эти же два компонента являются основополагающими в формировании окончательного тона дисторшн гитар.

Итак, поехали!..

  1. Усилитель - "голова"
Именно он задает основной характер, тон звучания перегруженной гитары. Агрессивность перегруза, размер "зерна", фокусировка на том или ином частотном диапазоне и скажем так степень компрессии этих частот - все это решает гитарный усилитель. Эти параметры можно немного подправить под конкретную задачу или желаемый оттенок звучания - но глобально изменить характер дисторшна - никак! Поэтому цепочку построения гитарного звука стоит начинать именно с усилителя. Четко определитесь с вашей задачей и подберите наиболее подходящий.


2.jpg




2. Кабинет

Следующим, таким же важным, компонентом идет гитарный кабинет. Акустическое строение его самого и встроенных динамиков в сумме играют роль эквалайзера с очень сложной формой огибающей. Проходя через этот "живой" эквалайзер, звучание дисторшна приобретает характерный узнаваемый тон, которого не достичь от кабинета другой конструкции никакими обработками. Рекомендация та же - постарайтесь подобрать кабинет, звучание которого наиболее отвечает вашим представлениям о желаемом звуке. Дальше сможете подправить его, усилив или ослабив некоторые частоты. Но общий характер звучания останется прежним.


1.jpg




А вот дальше начинается самая настоящая алхимия! Все возможные варианты описать в принципе невозможно, но я постараюсь осветить базовые моменты, влияющие на окончательное звучание гитары. Имейте их ввиду для собственных поисков идеального тона.

3. Микрофоны

Известная и используемая десятилетиями технология записи электро гитар, это когда звук на выходе кабинета снимается микрофоном (или двумя и больше), установленным возле динамиков определенным образом. Так вот тип и расположение микрофона играют огромное значение на то, как будет звучать запись. Совершенно стандартная техника получения жирного и насыщенного звучания дисторшн гитар - разместить один микрофон строго напротив центра динамика кабинета (здесь "живет" самый яркий звук), а второй на периферии, где динамик выдает преимущественно низкие частоты. Именно комбинация этих сигналов в пропорции примерно 50% на 50% и есть секрет богатого звучания - жирного, но при этом ясного и легко читаемого в миксе.


3.jpg




Пока все понятно, не правда ли? Но представьте, что:

- микрофоны можно использовать с малой диафрагмой или большой

- конденсаторные, динамические, ленточные

- располагать максимально близко к динамику, используя максимум их чувствительности. Или отодвигать на несколько сантиметров, используя ограниченный радиус чувствительности микрофона как дополнительный инструмент окраски звука

- располагать микрофон под углом до 45 градусов к динамику, также выбирая, на какие частоты сделать акцент

Вариантов уже, как видите - масса!

Движемся дальше...

4. Ручка Тона

Это простейший инструмент формирования звука, имеющийся буквально у каждого гитариста. При этом часто о нем попросту забывают. Ручка тона, встроенная в каждую электро гитару, представляет собой полочный эквалайзер. В среднем положении (положение ручки 5 - если имеется шкала) никакой эквализации не происходит, и на выходе гитара дает свой, скажем так, основной тон. По мере поворота ручки в сторону увеличения (до крайнего положения 10) этот простейший эквалайзер усиливает верхнюю часть диапазона. При вращении в противоположную сторону звучание гитары становится более тусклым. А ведь оттенок звука на выходе усилителя напрямую зависит от того, какой сигнал был подан на вход! Поэтому, начиная настройку, убедитесь, что ручка тона в среднем положении. Дальше, если почувствуете, что чего-то не хватает, можно покрутить ее в ту или иную сторону.


4.jpg




Пример: поворот ручки в сторону "затемнения" - отличный и простой способ сделать звучание гитары менее визгливым. На высоко звучащем соло возможно и вовсе стоит выкрутить тон в нулевое положение для более благородного и теплого звучания!

5. Обработка DI трека

Развивая тему подготовки звука к тому, чтобы превратиться в модный агрессивный дисторшн тон, хочу еще более углубленно рассмотреть обработки, предшествующих "голове" усилителя. Не важно, происходит ли обработка "железными" приборами или с помощью плагинов - суть ее остается прежней.

Эквализация

Это способ еще более тонко настроить тональный баланс перегруженных гитар и по сути является развитием предыдущего пункта статьи. Усиливая или ослабляя определенный частотный диапазон, доступно усилить акценты в финальном звуке.

Пример: ослабление частот в районе 4кГц на 1-3дБ на DI треке позволит уменьшить резкость ритм партий и придать им больше благородства и глубины. Дополнить (или заменить) этот прием можно, сделав небольшое усиление в диапазоне 80-120Гц.

Как всегда в работе со звуком, разница До-После будет весьма тонкой, но именно набор вот таких мелких шажков - верный путь к идеальному звучанию.

Компрессия

Современные модные дисторшн гитары - это как правило очень характерное компрессированное звучание. Добиться его, казалось бы, просто - накрутить гейна на усилителе побольше и "дожать" все это компрессором. В результате - слишком вялый безжизненный звук. Однако решение есть - компрессия не после, а ДО усилителя. Хорошо при этом использовать ламповый компрессор или его эмуляции - их собственная сатурация, кроме всего прочего, исполнит роль "разогрева" и добавит дисторшна без разрушения звука гитар чрезмерным уровнем гейна.

Грелки


5.jpg




Здесь думаю нет необходимости слишком подробно объяснять - использование легкого перегруза с помощью педали Ibanez Tube Screamer (или ее программных эмуляций) перед усилителем стало общеизвестной техникой.

Сюда же можно отнести использование бустеров. В обоих случаях цель - подготовить звук к основной обработке усилителем, заранее добавив легкий дисторшн.

И наконец самое простое, но очень действенное!

Громкость

Управляя уровнем входного сигнала, возможно весьма значительно управлять характером перегруза, не меняя при этом значения гейна. И получать более агрессивный дисторшн, при этом не лишая гитары живости и напора!

6. Обработка после усилителя

На этом, как правило завершающем, этапе речь идет о подрезании ненужных резонансов эквалайзером и формировании окончательного тона.

Дальнейшая обработка компрессией (в том числе многополосной) уже относится к задаче усадить гитару в конкретный микс.

Как видите, формирование звука перегруженных гитар - настоящая алхимия звука, и на первый взгляд слишком большое число вариантов сбивает столку. Но не стоит пугаться! С опытом вы разберетесь с ролью каждой из описанных обработок и научитесь чувствовать, нужна ли она в данном случае или нет. А для начала экспериментируйте - со всеми необходимыми инструментами вы теперь знакомы!

Первоначальный источник

Об авторе
SoundMain
1.jpg

Главный редактор группы проектов Soundmain, звукорежиссер, увлеченный демократизацией создания музыки

Комментарии

Нет комментариев для отображения.

Статья информация

Автор
Алексей Раков
Время чтения
4 минут(ы)
Просмотры
10,332
Последнее обновление

Больше в Инструменты

Больше от Алексей Раков

Назад
Сверху