В данной статье рассматривается искусство звукорежиссуры, как специфическая форма художественного творчества и компонент современной музыкальной культуры. Затрагивается тема конвергенции между профессиями композитора, дирижера, музыканта-исполнителя, аранжировщика, звукорежиссера. Анализируется совокупность методов звукозаписи и выразительных средств, их воздействие на эстетику и художественное качество фонограмм. Ставится вопрос о расширении функций и приобретении большей масштабности и многоуровневости в профессиональной деятельности звукорежиссера.

Min_02.jpg

В настоящее время искусство звукорежиссуры является неотъемлемой частью и необходимым компонентом современной музыкальной культуры. И фонограмма, на наш взгляд, как конечный результат профессиональной деятельности звукорежиссера, становится не только одним из звеньев актуального художественного пространства, но и способом сохранения современного музыкального наследия.

На сегодняшний день с полной уверенностью можно утверждать, что звукозапись является специфическим инструментом создания звуковой реальности, целенаправленно изменяющим и модифицирующим записанный музыкальный материал. «В тривиальном смысле <...>: звукорежиссер придумывает «легенду», адекватную материалу в образном смысле, персонифицируя при этом партитурные голоса, проектируя некий спектакль фонографических образов. Эта легенда впоследствии станет <...> вербальной основой фоно-композиционных построений, она укажет на необходимость применения тех или иных средств».

Соответственно этим постулатам, мы можем предложить следующую дефиницию: звукорежиссура – специфическая форма художественного творчества, в основе которой лежит процесс создания звукового образа музыкального произведения характерными средствами звукорежиссуры, направленная на всестороннее воплощение авторского и исполнительского замысла.

Вклад звукорежиссера в раскрытие художественно-эстетических смыслов музыкальных образов произведения несомненен. Его творческое участие в работе над произведением очевидно, особенно если принять во внимание тот факт, что звукозапись является последним звеном в реализации авторских и исполнительских намерений, и именно звукорежиссерское видение звуковой картины предстоит оценить слушателю.

В зависимости от первоначального источника, «сырой» записи музыкального материала, предоставленного для мастеринга, степень отклонения работы звукорежиссера от первичного замысла, или интерпретация этого замысла может быть различной - от незначительной «технической» коррекции до значительной творческой переработки. «Художник-звукорежиссер не просто излагает в фонограмме различные музыкальные или речевые голоса - он строит звуковые изображения...<...>. Без этого звукопередача будет мертвой и никчемной, как голый технический акт..».

Звукорежиссура, таким образом, становится видом искусства, где авторский текст и работа исполнителей являются своеобразным «исходным материалом», а художественные средства выразительности звукорежиссуры способствуют созданию окончательного облика музыкального произведения.

В основе процесса практической деятельности современного звукорежисссера лежит использование средств художественной выразительности, реализуемых посредством технической палитры Современный звукорежиссер оперирует специфическим инструментарием, который находится в процессе постоянного обновления и обогащения, объективно отражая изменения и нововведения в языке музыкального искусства.

Художественно-эстетические и инновационно - технологические преобразования в музыке и звукорежиссуре привели к значительно возросшей конвергенции между профессиями композитора, дирижера, музыканта-исполнителя, аранжировщика, звукорежиссера. Во многих исследованиях, посвященных звукозаписи современных произведений отмечается, что звукорежиссер становится не только соисполнителем, но и в ряде случаев соавтором, тонмейстером, аранжировщиком, музыкальным редактором произведения.

При рассмотрении палитры средств художественной выразительности звукорежиссуры и разнообразия практической деятельности звукорежиссера в контексте современного музыкального искусства, необходимо выявить не только главные инновационные качественные музыкальные преобразования объекта звукозаписи, но и основные функциональные связи и взаимовлияния между музыкой Новейшего времени и современной звукорежиссурой.

Так, к примеру, в музыке стохастического или технического направлений, в зависимости от замысла и структуры произведения, композитор нередко берет на себя функции исполнителя, аранжировщика и звукорежиссера, а звукорежиссер – композитора, исполнителя и аранжировщика. В современном джазе и алеаторических произведениях, где мобильные звуковые структуры преобладают над стабильными, исполнитель, дирижер и звукорежиссер часто становятся не только полноправными, но и необходимыми соавторами произведения, создающими или видоизменяющими не только формальные, но и содержательные компоненты произведения. Таким образом, наблюдается своеобразная диффузия разных специальностей.

Звуковое пространство современных произведений включает в себя не только музыкальные звуки, но и звуки окружающей внемузыкальной среды. К ним, согласно классификации А.Папениной, относятся звуки природы, урбанистические звуки или индустриальные шумы, трансформированные и синтетические техногенные звуки (специально созданные для включения в музыкальный текст), сонорные тембровые пласты (блоки, кластеры, поля), составленные из звуков любого происхождения и т.д.

Звукорежиссер не может упускать данные нововведения из виду. Совокупность избранных методов звукозаписи и выразительных средств непосредственно воздействует на эстетику и художественное качество фонограммы и определяет стиль не только звукорежиссуры, но и музыкальной культуры в целом.

С момента использования звукозаписи как инструмента создания новой звуковой реальности, целенаправленно изменяющей и модифицирующей записанный музыкальный материал в соответствии с эксклюзивным авторским и исполнительским замыслом, функции звукорежиссера не только многократно расширились, но и качественно изменились. В последние десятилетия, за счет усовершенствования звукотехнического оборудования, музыкально-компьютерных технологий и общедоступной информативности, профессиональная деятельность звукорежиссера приобрела большую масштабность и многоуровневость. «Творческий процесс создания звуковой картины приобретает в этих аспектах новые грани, о которых, вполне возможно, многие звукорежиссеры прежде и не предполагали, или в лучшем случае, только ощущали их».

Необходимость иерархически организовывать последовательность задач, определять их первостепенность и приоритетность в конкретной практической деятельности предъявляет к современному звукорежиссеру огромный пласт требований, направленных как на профессиональные умения и навыки, так и на общекультурные и личностные качества. Настоящий профессионал обязан обладать обширными знаниями в области гуманитарных и технических наук, в том числе зарубежной и отечественной истории музыкального искусства, музыкальной психологии, аудиовизуальных искусствах, акустике и звукотехнике. По мнению известного отечественного звукорежиссера В.Б. Бабушкина, звукорежиссер - это «технарь», имеющий хорошее музыкальное, художественное и эстетическое образование, которого сама профессия обязывает иметь широкий кругозор.