owjr9ndujdw-jpg.599


Есть несколько простых и полезных приемов во время процесса сведения, которые помогут значительно улучшить звучание композиции. Конечно, последнее слово всегда остается за самим музыкантом и звукорежиссером, но некоторая помощь из мира технологий точно не повредит.

Спектральный анализ

В музыке в стиле техно бас-бочка (кик) и басовая линия являются фундаментальной частью любого трека. Проблема в том, что и бочка и бас располагаются в близких частотных диапазонах. В итоге получается ситуация, наиболее точным описанием которой служит известная фраза «Какая свадьба без драки?!» — рано или поздно частоты баса и бочки начнут пересекаться, что негативно скажется на всей композиции.

На самом деле данная ситуация справедлива практически для всех музыкальных стилей, так что любителей рока и метала попросим оставаться с нами и далее. Все мы знаем о популярном приеме с вырезанием частот в районе нижнего низа и эквализацией баса таким образом, чтобы он «обтекал» звучание бас-бочки. Загвоздка данного популярного и несомненно эффективного приема заключается в том, что без использования качественных мониторов ближнего поля услышать конфликтные моменты будет довольно сложно. Так что же делать в данной ситуации? Прибегнуть к спектральному анализатору.

Оговоримся сразу, что спектральный анализатор нельзя назвать панацеей и универсальным решением, но его использованием поможет «увидеть» то, что наши уши не могут услышать.

Как использовать

Поместите плагин спектрального анализа на главный стереовыход в окне DAW (Main Output/Master Out). Включите плагин, а затем солируйте дорожку с бас-бочкой — анализатор покажет диапазон частот аудиодорожки. Выключите бочку и повторите аналогичные действия с солированной дорожкой баса, чтобы увидеть частоты собственной басовой партии. Сравнив результаты двух дорожек, можно увидеть диапазоны частот, где происходит «столкновение» сигнала.

Применять спектральный анализатор можно и для других инструментов, чье звучание располагается в схожих частотных диапазонах: к примеру, анализ поможет «разделить» две партии гитары. Кстати говоря, плагин Voxengo SPAN позволяет анализировать два источника сигнала одновременно для большей наглядности.

Зная проблемные частоты в своем проекте, стоит подправить ситуацию при помощи эквалайзера путем вырезания «лишних» частот. В любом случае, с эквалайзером стоит быть несколько аккуратнее, дабы не усугубить ситуацию в проекте.

Проверка на грязь

Низкокачественное сведение и недостаточный мониторинг являются одной из важнейших проблем, с которыми сталкиваются современные музыканты, работающие дома. Особенно ярко это проявляется во время работы с частотами в районе нижнего низа. Такое положение вещей складывается из-за множества внешних факторов: плохое акустическое окружение, невнимательность при мониторинге или соседи, которые не любят трясущиеся от баса стены в 3 часа ночи. Все это приводит к тому, что бас в композициях создает грязь и превращает общее звучание в кашу.

На просторах музыкальных форумов и различных околомузыкальных обсуждений можно найти миллионы сообщений, касающихся решения проблем с переизбытком баса. Проблема в том, что 95% решений предлагают изменить (улучшить) акустическое окружение, переставить или вовсе сменить студийные мониторы и/или наушники, прибегнуть к использованию бриллиантовых проводов в золотой обмотке или заниматься сведением при полной луне. В общем, толку от таких советов крайне мало, а новичка они и вовсе могут ввести в полнейшее заблуждение.

Так как же бороться с грязью, возникающей от переизбытка баса? Ответ прост: нам понадобится параметрический эквалайзер. Предлагать бесплатные плагины не будем, так как любая зрелая рабочая станция включает в себя эквалайзер такого вида. Все, что нам потребуется на начальном этапе — это прибегнуть к низкочастотной фильтрации.

Как использовать

Добавьте параметрический эквалайзер на мастер-выход в окне DAW. Устанавливаем LOW PASS фильтр на отметке в 100Hz, дабы круто срезать все частоты, находящиеся за отметкойв 100Hz. Обязательно включаем мониторинг, дабы наглядно видеть, какие частоты звучат в нашем треке.

Настроив эквалайзер так, как рассказано выше, включаем воспроизведение собственного шедевра и смотрим на то, какие частоты находятся перед отметкой в 100Hz. Увидев наличие таких частот, стоит поочередно отключать дорожки инструментов в проекте, чтобы выявить «виновника».

Напрашивается логичный вывод, что здесь, конечно же, появятся частоты от баса и бочки. Да, все именно так, и именно их частоты и должны здесь находиться. Наша задача заключается в том, чтобы отловить другие инструменты, залезающие в эту область и создающие грязь в миксе.

Даже если у вас далеко (очень далеко) не качественные мониторы/колонки/наушники, данный прием сработает. Отметка в 100Hz — это такое место, где не должно быть ничего не лишнего.

Выявив лишние инструменты на данном частотном диапазоне, стоит начать процесс чистки микса. Подрезайте нижние частоты эквалайзером у всех инструментов, которые влезают в область 100Hz до тех пор, пока не будете удовлетворены результатом. В конечном итоге, освободив данную область от грязи других инструментов, мы дадим больше пространства басу и бочке. А это, в свою очередь, позволит избежать проблем, о которых говорилось во время рассмотрения спектральных анализаторов.

ПРИМЕЧАНИЕ: Несмотря на все, что я только что написал, иметь небольшое проникновение (bleeding) других инструментов в область 100Hz — не всегда ужасно, смертельно и критично. В первую очередь доверяйте своему слуху и только потом всем остальным техническим инструментам.+ Временами проникновение идет на пользу звучанию верхнего низа, так что не стоит с упорством маньяка вырезать под чистую абсолютно все, что находится в районе 100Hz. Стерильность — тоже не самый лучший вариант.

В музыке в стиле техно больше внимание уделяется плотности и упругости ритм-секции — бас и бочка должны «качать» всех и вся, задавать плотный ритм и чуть ли не «бить в лицо» слушателя. Большинство продюсеров и звукорежиссеров, занимающихся современной танцевальной музыкой, предпочитают строить процесс сведения композиции вокруг бочки (кика): все остальные элементы трека панорамируются и располагаются по уровням громкости с оглядкой на бочку.