С 22 июня по 28 июля в музее-заповеднике Поленово при поддержке Фонда развития просветительских инициатив В.Д. Поленова (Тула) и Ассоциации Василия Поленова (Париж) пройдет IV Летний международный фестиваль искусств – «Век музыки в усадьбе Поленово», посвященный 175-летию рождения художника.
Среди значительных культурных дат нынешнего года, таких как 175-летие со дня рождения художника Ильи Ефимовича Репина и композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, юбилей Поленова видится событием уникальным, выводящим образ «человека старорежимной культуры» во всей его незаурядности и творческой полноте. Поленов был не только выдающимся русским художником, но и композитором-любителем, и заядлым театралом. В своей «усадьбе мечты» – Поленово – он воплотил идею близости культур и искусств самым непосредственным образом. Одна из важных задач фестиваля – применить к своему герою расширенное – до универсального обобщения – понятие художника-жизнетворца.
В пространстве его родовой усадьбы осуществить это не только уместно и логично, но соблазняет особой – вплоть до документализма – наглядностью. Архитектурный ансамбль музея-заповедника представляет собой стилистический концентрат европеизма и «русскости»: фахверковый стиль и избушки, «Аббатство» и «Адмиралтейство», «Большой дом» и рыцарские башенки сосуществуют доказательствами не эклектичного, а человечески цельного мировосприятия. Ландшафтные особенности усадьбы Поленово знаменуют, одновременно, художественную организацию природы и документальную проекцию врастающих корнями в природу семейных событий: рождение каждого из пятерых детей художника отмечалось посадкой дерева вокруг «Большого Дома», а образованный этими деревьями «Детский круг» становился точкой отсчета для расходящихся от него аллей и эспланад с неповторимыми видами на Оку и на Тарусу. Создавая в соседней деревне Страхово «народный театр», Поленов ломал стереотипы сословной отчужденности потомков дворян от потомков крестьян. Постоянно приглашая в усадьбу художников, поэтов, музыкантов, Василий Дмитриевич еще при жизни превратил Поленово в оазис красоты и гармонии. Таковым это место остается и по сей день.
Названием нынешнего фестиваля — «Век музыки в усадьбе Поленово» — организаторы отдают дань неповторимому союзничеству культуры «видимого» с культурой «слышимого», фундамент которых закладывался Поленовым на века, причем, безо всякой оглядки на ситуации публичной признанности-непризнанности, успешности-неуспешности себя и своих друзей. Все это строилось, собиралось, расцветало и давало здесь всходы буквально «человеческой радости ради». Вот и мы будем рады открыть широкой публике художника Василия Поленова как ценителя музыки, в чьем кабинете до сих пор покоится коллекция нотных изданий, позволяющих реконструировать эволюцию его музыкальных вкусов. Надеемся, открытием станет и знакомство с его собственными сочинениями – романсами, ансамблями, фортепианными миниатюрами. На выставке «К 175-летию со дня рождения В.Д. Поленова. Живопись, графика из фондов музея В.Д. Поленова», которая также посвящена теме музыки, будут экспонироваться ноты с пометками В.Д. Поленова, – как партитуры и клавиры его любимых композиторов, так и его собственные сочинения.
«Разгерметизации» музыкальной составляющей наследия Поленова на фестивале будет резонировать творчество еще одного, на сей раз уже профессионального композитора, пианиста и поленовского долгожителя – Анатолия Николаевича Александрова (1888-1982 гг.). В 1904 г. он впервые приехал в Поленово обучать музыке детей художника, в 1927 г. родилась дочь Александрова и Натальи Васильевны Поленовой (дочери художника) – Елена Анатольевна. В 1969 г. возник поленовский Балаган «Курица и петух», к постановкам которого Александров писал музыкальные номера. Композитором, уже в наши дни наследующим Алексанрову в роли «мага» поленовского балаганного театра является Петр Поспелов, написавший музыку к десятку спектаклей, традиционно представляемых в «Аббатстве» – бывшей мастерской В. Д. Поленова. Ряд сочинений Петра Поспелова закономерно дополнит панораму музыкальных сюжетов Летнего фестиваля искусств.
Почувствовать вековой размах «…музыки в усадьбе Поленово» слушателям помогут сочинения с нотной полки художника, а также малоизвестные опусы выдающихся музыкантов, современников Поленова и Александрова – Аренского, Метнера, Голованова. Вдохнуть новую жизнь и ощутить преемственность прошлого с настоящим позволят программы-рандеву старинных авторов (Гийом де Машо, Гийом Дюфаи и Иоганн Себастьян Бах) с нашими современниками (Леонид Десятников, Арво Пярт, Стив Райх, Фредерик Ржевски).
Для обозрения старинных музыкальных горизонтов из Тарусы по Оке приплывет ансамбль Alta Capella (художественный руководитель – Иван Великанов). А для экстремального свидания русского фольклора с европейским авангардом ХХ века с гастролей из Китая прилетит Московский Ансамбль современной музыки, в который впервые вольются исследователь народного творчества, певец Сергей Старостин и мультиперкуссионист Петр Главатских.
Прологом к фестивалю станет проект, который третий год подряд проводится в Поленово совместно с Тульской областной филармонией им. И. А. Михайловского: 1 и 2 июня в выставочном комплексе «Город мастеров» пройдут концерты с участием ведущих солистов филармонического оркестра, под руководством заслуженного артиста РФ Якова Соловьева.
А своеобразным эпиграфом станет традиционный День музыки: 21 июня в усадьбе пройдет концерт бельгийского дуэта Камиллы Сегерс (виолончель) и Алексия Тибо (фортепиано).
Фестиваль «Век музыки в усадьбе Поленово» официально откроется 22 июня выступлением Хорового ансамбля «Интрада», а завершится 28 июля концертом Молодежного ансамбля Дрездена.
В течение шести фестивальных уикендов гостей и друзей фестиваля ждут концерты выдающихся музыкантов. Среди них – пианисты Алексей Гориболь, Павел Коновалов, Басиния Шульман, скрипачка Елена Ревич, виолончелист Александр Князев, солисты Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича–Данченко – Наталья Петрожицкая (сопрано) и Дмитрий Зуев (баритон), солистка Пермского театра оперы и балета им. П, И. Чайковского – Наталья Кириллова (сопрано), Московский Ансамбль современной музыки с участием Сергея Старостина и Петра Главатских, ансамбль старинной музыки Alta Capella (художественны руководитель – Иван Великанов), лауреат Международных конкурсов Айдар Салахов (баян) и его трио, камерный хор Екатеринбургской семинарии.
Важная составляющая Летнего фестиваля искусств – его лекционная программа. В этом году темы лекций намеренно группируются вокруг явлений, связанных с каждым словом фестивального заголовка: Век. Музыка. Усадьба. Поленово.
— Об истории русских усадеб расскажет Александр Савинов (старший научный сотрудник музея-заповедника «Мелихово», кандидат искусствознания, специалист по истории усадьбы в России от елизаветинского времени до наших дней);
— о творчестве композитора А.Н. Александрова – Даниил Петров (зав. кафедрой русской музыки Московской консерватории, кандидат искусствознания);
— о культуре и эстетике балаганного театра в России и конкретно в Поленово – Анна Некрылова (театровед, Санкт-Петербург);
— о теме путешествий в живописи, литературе и музыке – Ляля Кандаурова (музыкант, журналист, автор лекционных курсов о классической музыке);
— о музыке русских дач («От оркестрины до винила, и от пластинок “на костях” до ”музыкальных открыток”) – Денис Бояринов (публицист, коллекционер);
— о временах, когда в Поленово жил Большой театр, а Прокофьев писал здесь «Ромео и Джульетту», поведает Сергей Конаев (старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, эксперт по рукописному фонду библиотеки Большого театра).
В специальной лекционной рубрике – «Наблюдения живого поэта/библеиста/композитора» – своими воспоминаниями, мыслями и опытом жизни в усадьбе Поленово поделятся поэт Ольга Седакова, библеист Анна Шмаина-Великанова, композитор Петр Поспелов. Их выступлениями фестиваль актуализирует мнимо кажущуюся оторванной от жизни категорию индивидуального восприятия поленовского genius loci («гения места»). Давним друзьям и гостям усадьбы Поленово впервые будет предложено ощутить себя настоящими летописцами нашего времени.