- Автор книги по теме гармония - теория
- Мюллер Т.Ф.
Предисловие
Настоящая Хрестоматия по полифоническому анализу является учебным пособием к курсу полифонии. Включенные в нее примеры —отрывки из художественных музыкальных произведений разных эпох — иллюстрируют, в известной мере, основные положения теории полифонии и позволяют студенту получить солее широкое иред ставление как о музыке строгого письма, так и о полифонических сочинениях, созданных позднее.
Во всех главах Хрестоматии, расположенных соответственно последовательности тем в курсе полифонии, имеются образцы различных стилей, что дает возможность применить методику сравнения.
Объем Хрестоматии не позволил избежать нежелательного приема —вычленения отрывков из художественных произведений. По отдельному музыкальному отрывку трудно судить о его роли в контексте целого. Поэтому мы рекомендуем учащимся, помимо детального анализа приведенных здесь образцов, рассмотреть указанные сочинения целиком. Сказанное относится в первую очередь к пятой, шестой и седьмой главам предлагаемого пособия.
В восьмой —двенадцатой главах пьесы помещены полностью. В частности, весь аналитический материал, относящийся к тем разделам учебников, которые посвящены форме фуги, дан в виде ряда целых произведений. Последние подобраны так, что при изучении любой детали формы их анализ представит интерес.
В Хрестоматии почти нет примеров из «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, поскольку это собрание первокласснейших образцов полифонического письма обшедоступно. Кроме того, эти сочинения привлекаются обычно в качестве основного материала для объяснения в лекционном курсе
В начале всех глав Хрестоматии приведены методические указания и поставлены задачи к практической работе. Задачи, помещенные в начальных главах (например: первой, второй, где рассматриваются мелодика и двухголосие), сохраняют актуальность и для последующих разделов, ибо полифоническое многоголосие складывается из развитых мелодий, пар таких мелодий и т. д. Анализ же отдельных компонентов целого необходим, так как желательна полная характеристика произведения.
Для оценки полифонических сочетаний, определения разновидностей сложного контрапункта, показателей вертикальной или горизонтальной перестановок, зеркального или возвратного контрапункта требуются прочные навыки, которые и следует выработать, прежде всего, в двухголосии. Поэтому в главы, посвященные изучению данных тем, включено довольно большое количество материала. Очень важно, чтобы, помимо оценки каждой из отдельных мелодий, было также охарактеризовано выразительное значение любого их соединения (первоначального или производного).
Небольшое число образцов из сочинений строгого письма в главе о мелодии и использование отдельных мелодий из многоголосных произведений объясняются весьма незначительным применением одноголосного изложения в ту эпоху. Ограничение одноголосия и почти обязательная стреттность имитации в полифонических пьесах различных авторов, вплоть до предшественников Баха, очевидно, связаны с малой индивидуализацией тематизма. У Генделя, Баха и композиторов последующих эпох в тесной связи с процессом индивидуализации тематизма возрастает и роль одноголосного изложения. Примеры одноголосия свободного письма могли бы быть умножены и за счет произведений, написанных в гомофонических формах.
В конце некоторых глав Хрестоматии приводится список дополнительных сочинений пля анализа по панной теме.
Т. Мюллер