- Автор книги по теме гармония - теория
- Михайлова Н.Н.
В работе рассматривается программное содержание курса гармонии для средних специальных музыкальных школ. Она отличается новаторским решением. проблем планирование курса и его содержания. современным подходом к вопросам стилевого воспитания учащихся, взаимодействием творческой и инструктивной теоретической и практической сторон, расширением самого понятия —«гармония» объединившего помимо учения об аккордах теорию лада, тональности, модальности. Опираясь как и в традиционных курсах на музыку -классико- романтического периода, автор посвящает немало тем монофической и гетерофонной культурам средневековья.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс гармонии — является одним из центральных в системе профессиональной подготовки музыкантов. Весомость его положения в отечественной педагогике определилась практически сразу — с момента выхода в свет первых учебников — Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского. B последующий почти полуторавековой период был накоплен богатейший опыт преподавания данной дисциллины, вехи которого отмечены пособиями и задачниками таких авторов как А.А. Аренский, И. Дубовский С. Евсеев И. Способин В.Соколов,Ю.Тюлин,Привано,А.Мутли,Т.Мюллер, Л.Рудольф. Б. Берков. A Степанов, А. Мясоедов, А. Anekcees, Ю. Холопов, Т. Бершадская. Н. Гуляницкая, Е. Шацилло, В. Девуцкий, Т.Абызова и др.
До недавнего времени совершенствование курса определялись. в основном, развитием методов и подходов, сложившихся в XIX столетии Большая часть учебников (B их числе и самый распространенный — “бригадный“) развивала, пополняла и детализировала принципы Н.А. Римского-Корсакова, другие (в первую очередь. A Мясоедов) исходили из установок П.И. Чайковского. Но оба эти направления имели, тем не менее, больше сходных, чем отличающихся черт.
Тенденцией к радикальному пересмотру тематики и содержания курса отмечены последние десятилетия. Главной предпосылкой тому послужило всe большее расширение стилевого диапазона в современной композиторской и исполнительской практике и соответствующее раздвижение рамок внутри учебных дисциплин. В программу по гармонии для средних учебных заведений стали вовлекаться, помимо традиционно изучаемых OCHOB классико- романтической музыки, те явления, что относятся к до и после классическим эпохам. вплоть 10 рубежа XX-XXI столетий. Яркий пример тому - учебник В.Э. Девуикого.
Существенно изменилось и само толкование понятия “гармония“. Оно включает теперь учение не только об аккордах и их связях, но и о ладах, принципах их организации, различных типах ладо-гармонического мышления — тональном, атональном, модальном, сонористическом.
Углубленное теоретическое постижение такого рода аспектов осуществляется в музыкальных вузах. Но и на среднем этапе обучения целесообразна соответствующая корректировка курса. — Известно, что, в отличие от высшей школы, главным здесь является вырабогка практических навыков анализа, гармонизации, игры — построений, упражнений — на импровизацию в заданном круге средств и др. Естественно, что эти_навыки могут быть сформированы только на крепкой теоретической базе. на уяснении основных понятий и положений, включая те, что были выдвинуты наукой о гармонии в последние десятилетия.
Данная программа составлена с учетом перечисленных обстоятельств. Хотя ею и предусмотрена, как и прежде, опора на гармонию XVII-XIX веков, все же стилистической основой курса становится в конечном итоге, музыка гораздо — большего исторического диапазона монодическая и гетерофоническая культура средневековья, модальная гармония Возрождения. русская народная песня, джаз, композиторские направления ХХ век: современная поп и рок-культура. Охват различных по эстетике и композиторской технике музыкальных явлений служит формированию у учащихся объемных представлений о выразительных возможностях музыкального искусства, способствует лучшей ориентации в окружающей звуковой действительности, воспитывает осознанное, собственно профессиональное отношение будущих музыкантов к своей деятельности.
На изучение стилевых закономерностей направлены прежде всего такие темы как “Система классической гармонии”, “Гармония `романтиков”, “Модальная гармония”, “Гармония русской народной песни”, гармония джаза” и др. Стилевое воспитание осуществляется и при рассмотрении некоторых теоретических проблем (“Аккорд”, “Фонизм аккордов как выразительное средство”, “Фактура”, “Хроматика и диатоника”. “Правила учебной гармонии и их стилевые параметры” и др.), а также в процессе выполнения практических заданий по сочинению, импровизации. перегармонизации в заданном или заранее не оговоренном стиле.
Данная программа в полном виде адресуется студентам отделения теории музыки, где курс гармонии охватывает все темы существующих учебников. Причем, проходятся эти темы и в теоретическом, и в практическом, и в творчески-сочинительском аспектах.
Но программа предназначена и исполнительским отделениям. Автор разделяет точку зрения, согласно которой учащиеся любой специальности должны проходить курс гармонии в полном объеме, хотя и, неизбежно, ¢ разной степенью глубины'. Последнее связано, прежде всего с неодинаковым уровнем подготовленности учащихся, что связано с различием учебных программ для разных отделений.
Считаясь ¢ этим обстоятельством, составители программ по гармонии предусматривают обычно изучение курса не полностью, а Aо той или иной темы, в зависимости от специальности. К примеру. пианисты и струнники изучают гармонию до модуляций 1-ой стелени родства, а духовики и народники ограничиваются “первой гармонией” (10 “двойной доминанты”), (Соответствующим образом отличаются и вступительные —требования в музыкальные вузы).