Введение
Многие считают, что мастеринг - это своего рода непостижимое искусство. Задача данного руководства - помочь вам узнать всю подноготную этого загадочного процесса, причем не просто объяснить, что такое мастеринг, но и наглядно показать, что должен сделать квалифицированный звукорежиссер для достижения своей главной цели. В чем же заключается эта цель? Все просто: подготовить фонограмму к дальнейшему тиражированию, при этом удостоверившись, что она звучит как минимум не хуже (а может быть даже гораздо лучше!), чем на момент записи. Что-ж, начнем!
Все начинается со сведения
Вы только что завершили сведение записи, и она, на ваш взгляд, довольно неплохо звучит. Качественный звуковой образ, отсутствие дефектов, сведение выполнено вполне неплохо. вы записываете файл на какой-либо носитель, а после гордо воспроизводите его. Однако, вот звучит песня вашего любимого исполнителя, она записана на профессиональной студии. А следом за ней начинает звучать записанная вами мелодия и вы осознаете, что в акустическом аспекте вы что-то упустили. Вопрос напрашивается сам собой: "Что же не так с моей записью"?
Анализ основных проблем
Фонограмма недостаточно "громкая". Прибавление звука или микширование на более высоком уровне не решит проблему. Да, это добавит громкость, но не повлияет на чистоту звука и необходимую динамическую нагрузку.
Запись звучит вяло. Другие записи звучат тепло и глубоко, однако, при этом ярко и открыто — все сразу. Вы пробуете поднять высокие частоты эквалайзером, но теперь ваша песня просто звучит резко и шумно.
Инструменты и вокал звучат плоско и им недостает того же чувства полноты, которое есть на ваших любимых записях. Вы вставляете в цепь компрессор и регулируете некоторые настройки, и теперь весь микс звучит задавлено. Вокал мог бы звучать громче, а у тарелок отсутствует динамика. Запись звучит полнее... но безжизненно.
У баса отсутствует энергия (панч). Вы пытаетесь увеличить ее, добавив низких частот на эквалайзере, но теперь бас просто звучит громче и грязнее, не энергичнее.
Вы можете слышать все инструменты в вашем миксе, и кажется, что все они занимают свое место в стереообразе, но общий стереообраз звучит неправильно. Другие треки имеют ширину и образ, которые, как вам кажется, вы не сможете получить простым панорамированием индивидуальных треков.
Вы применили ревербератор к индивидуальным трекам, но они просто звучат как несколько инструментов в нескольких различных пространствах. Ваши другие CD имеют некий тип связующего пространства, которое собирает все части вместе. Не как помещение внутри помещений, а как "пространственность", звучащая во всем миксе.
Что мне теперь делать?
Мастеринг - это процесс, который способен вывести запись на следующий уровень, и обычно это приходит с практикой. Он может представлять собой процесс, способный решать проблемы, перечисленные выше. Чего не стоит ожидать от мастеринга, так это полностью заново созданного звука вашей записи. И раз на то пошло, мастеринг не заменит хорошего сведения или хорошей аранжировки! "Громкие" записи - это результат хорошего написания, аранжировки, сведения и мастеринга. Они созданы для того чтобы звучать хорошо и громко (если громкость - та цель, которую вы преследуете) с самого начала, а не на самом заключительном этапе. Как только вы достигли финальной стадии сведения с чем-то, что представляет ваши лучшие усилия, чем-то, чем вы гордитесь, тогда настало время всерьез взяться за работу и посмотреть насколько сильно мастеринг может приблизить вас к звуку, который вы слышите в своей голове.
Вы не станете Бобом Людвигом (gatewaymastering.com) за одну ночь, но, немного потрудившись, вы можете существенно улучшить качество ваших записей.
В конечном счете, не существует правильных ответов, неправильных ответов, а также жестких и фиксированных правил. Тем не менее, существуют некоторые хорошо известные принципы аудиопроизводства и мастеринга, которыми стоит пользоваться по мере того как вы экспериментируете. (И главное - развлекайтесь! )