- Автор книги
- Ирисов А. С.
Популярная книга, излагающая сведения из акустики применительно к музыке. Излагаются сведения из элементарной физики относительно природы звука, его источников, отражения, реверберации, дифракции звука.
Описываются основные свойства музыкальных звуков, объясняются понятия музыкального тона, консонанса и диссонанса, чистого и темперированного строя, мажорного и минорного трезвучий и круга гамм. Последний раздел посвящён анализу и синтезу звука, включая его образование в речевом аппарате человека.
Для изучающих музыкальную акустику.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ.
Среди людей многие занимаются музыкой, еще больше найдется любителей послушать музыку, насладиться теми приятными ощущениями, какие вызываются у нас музыкой, и не найдется ни одного человека, который не знал бы, что существуют звуки.
Но немного людей могут дать ответ на вопросы:
что представляет собою звук, как он получается, как он передяется, как мы его воспринимаем, и как отдельные звуки порождают музыку.
Ответы на эти вопросы мы находим в физике, в том же отделе, который специально занимается звуковыми
явлениями и называется „акустикой“ (греческое слово, акуо означает —слышу). Задачей настоящей книжки является—в популярной форме познакомить читателя с основными законами звуковых явлений и с физическими основами музыки.
Январь 1923 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ.
Наша книжка во втором издании значительно дополнена и переработана. В первой главе более подробно
разобран вопрос об образовании и распространении волн, вновь введены — реверберация и дифракция звука.
Совершенно переработана глава 3: в ней большее внимание уделено интервалам, чистому и темперированному строю. В главе 1 введен новый параграф —„Колебания стержней, пластинок и прочих твердых тел“; много нового читатель найдет и в двух последних параграфах.
Прошло всего около трех лет, как написана была эта книжка, но за это время в музыкальной акустике сделано очень много.К настоящему времени, благодаря блестящим работам: в Америке — Миллера, в Германии —Тренделенбурга, Вагнера и Штумифа, выяснена природа гласных (разрешен спор о формантах); у нас в СССР работы Н. А. Гарбузова пролили новый свет на природу призвуков. В связи с этими новыми приобретениями музыкальной акустики последние два параграфа нашей книжки получили новое освещение
В заключение я должен высказать свою глубокую благодарность проф. А. И. Бачнискому, проф. Н. А. Горбузову, проф. А. Б. Млодзеевскому, И. Е. Орлову, С.Н.Ржевкину, проф.Э. К. Розенову и проф. Л. Л. Себаиесву за целый ряд весьма цевных указаний и замечаний, сделанных ими при просмотре этой книжки.
15 декабря 1955 г.