Данилов А. А. Прецизионные усилители низкой частоты

PDF Данилов А. А. Прецизионные усилители низкой частоты М.: Горячая линия-Телеком, 2004

Автор материала для радиолюбителя
  1. Данилов А. А.
fdafa97-jpg.4077


Рассмотрены основы звукоусилителя и параметры, характеризующие усилители мощности звуковой частоты (УМЗЧ). Сформулирована задача построения звуковых усилителей, свободных от всех видов искажений. Особое внимание уделено грамотному применению отрицательной обратной связи. Для выяснения природы возникновения разного рода нелинейностей, проанализированы структурные схемы и отдельные узлы УМЗЧ. Описана схема УМЗЧ с параллельным высокочастотным каналом, позволяющим решить проблему прецизионного усиления. Рассмотрены схемы защиты источников питания и монтажа мощных усилителей. Проанализированы многочисленные примеры схем бытовых на дискретных элементах и интегральных микросхемах. Даны рекомендации по разводке и изготовлению печатных плат, измерению параметров и настройке усилителей.

Для инженерно-технических работников занимающихся схемотехническим проектированием устройств радиоэлектроники и автоматики, студентов и радиолюбителей.

Введение

В нем автор попытается на основе субъективного опыта восприятия звука и объективных результатов научных исследований предположить наличие взаимосвязи между некоторыми характеристиками звеньев современного тракта качественного звуковоспроизведения и достоверностью воссоздания звукового образа.

Что понимается под термином «достоверность" при воссоздании звукового образа?

Во-первых, следует отличать «Достоверность» от высокой верности воспроизведения.

Много лет назад. когда создавался стандарт DIN 45500, немецкие инженеры смогли определить минимальные требования к техническим характеристикам тракта так называемой «высокой верности .. (high fidelity) воспроизведения. С тех пор миллионы звучащих устройств обзавелись таинственной надписью "hi-fi" , указывающей на принадлежность к некоей элитной группе. Что, естественно, подразумевало дополнительные затраты на их приобретение.

Но некоторое время спустя заносчивые и прагматичные американцы, в пику Европе, придумали супер элитную категорию «high-епd", чтобы подчеркнуть свою самостоятельность и устранить предел цены на бытовую (!) звуковоспроизводящую аппаратуру. Таким образом, взаимосвязь между качеством звуковоспроизведения, техническими характеристиками и ценой на такую аппаратуру была окончательно утрачена. Поэтому далеко не все изделия, причисляемые их разработчиками или продавцами к high-епd, могут достоверно передать или воссоздать звуковой образ, запечатленный (recorded) каким-либо способом в процессе записи; это -во вторых.

Редактор журнала Тhe Absolute Sound, Гарри Пирсон (Наггу Реаrsоп), ввел термин "абсолютный звук", мудро определив его как «философский абсолют, который означает, что наши описания отклонений от этого абсолюта основаны не на субъективности, а скорее на наблюдении».

Каждый человек, научившийся слушать музыку, т. е. вобравший в себя громадное число наблюдений, сформировал собственный эталон абсолютного звука. Тогда достоверность можно определить как степень приближения к этому внутреннему эталону. Однако многие люди не соотносят звуковой образ со своим эталоном, поскольку не могут вспомнить его отчетливо. Тогда вступает в свои права фантазия: «эксперты .. начинают слышать то, чего нет, упуская подчас то, что звучит на самом деле. (Отмечу, что на основе этого коварного свойства человеческого слуха реализованы алгоритмы перцептуального кодирования звука MPEG-1 lауеrЗ или МРЗ, АТААС и т.д.). Когда звучание тракта объясняют в терминах "музыкальный", «отстраненный", "торопливый" и т. п., -значит, вы попали на очередного фантазера (ласковое название субъективиста).

Другую крайность воззрений на достоверность звукопередачи представляют так называемые "технократы", полагающие, что подробная сводка параметров аппарата вполне заменяет его прослушивание. При этом большинство "технократов" страдают тем же недугом, что и «фантазеры», но объясняют симптомы процентами, децибелами и килогерцами.

Бесспорно, фундамент достоверности закладывается на этапе записи музыкального произведения. Однако мы. потребители, можем "советовать" фирмам, что и как записывать только рублем, покупая или нет их продукцию. В этом смысле наше влияние на Concord, Telarc или EMI нельзя преувеличить. Мне, например, не нравится, как «лампово сладко" инженеры Chesky Records записали в Зальцбурге фортепианные концерты Моцарта, но выразить свое негативное отношение могу лишь, не покупая классику на компакт-дисках этой фирмы.

Почему хочется слушать фонограммы, выполненные Джорджем Мартином или С. В. Пазухиным?

Как получается, что много микрофонная запись одного звукорежиссера передает пространство лучше, чем двух микрофонная другого?

Отчего сочетание слов "digitally remastered" заставляет иногда поставить вожделенную пластинку обратно на полку магазина?

Только годы накопления наблюдений могут помочь пусть не ответить, но задуматься над этими и другими вопросами.
Автор
artscripts
Скачивания
0
Просмотры
66
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Другие ресурсы пользователя artscripts

Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей

Библиотека собирает всю информацию из открытых источников и предоставляет материалы только для ознакомительных целей.

© Soundmain.ru Ноябрь 2020 г.
Программное обеспечение XenForo® © 2010-2020 XenForo Ltd.

Информационный ресурс soundmain.ru является общедоступным для пользователей и осуществляет свою деятельность c соблюдением действующего законодательства РФ.

Администрация soundmain.ru не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на ресурсе soundmain.ru информацию.

Администрация ресурса отрицательно относится к нарушению авторских прав на информационном ресурсе soundmain.ru.


Soundmain - Студия звукозаписи, информационный интернет-сайт.

Раков Алексей Владимирович, ИНН 511700795876

184230 Российская Федерация, Мурманская область, г. Полярные Зори, ул. Сивко 5

Контакты: +7 921 150 28 24 info@soundmain.ru

Посмотреть на карте

Звукорежиссер помогает сделать из творческого произведения "продукт", который передает заложенную автором идею слушателю. Фактически, этот специалист является связующим звеном между творчеством и технологиями, без него не обходится ни один концерт, кинофильм, театральное представление или шоу.

Звукорежиссер должен понимать акустику и физику звука, в чем могут хорошо помочь такие книги по звукорежиссуре: Modern Recording Techniques (Дэвид Майлс Хубер), Mixing Secrets For The Small Studio (Майк Сеньйор), The Art Of Mixing: A Visual Guide To Recording, Engineering And Production (Дэвид Гибсон), The Recording Engineer’s Handbook (Бобби Овсински);

Кроме этого, не забывайте читать статьи для звукорежиссеров, где можно почерпнуть не только информацию, но и некоторые хитрости опытных специалистов.