1-jpg.510


Как подготовиться к записи и добиться лучших результатов при работе с вокалом.
Запись вокала, как и его последующая обработка, требует серьезной подготовки. Речь идет не столько о выборе плагинов и программ, сколько о создании подходящих условий для эффективной сессии записи. Задача звукорежиссера и продюсера заключается в правильном распределении сил и времени, выборе подходящего микрофона и создании комфортной для вокалиста атмосферы, в которой ему будет легче работать.

Специально для тех, кто собирается записывать вокал, продюсер и звукорежиссер Нуно Фернандес рассказал о семи важных вещах, которые облегчат процесс и сделают его эффективнее. Ну а мы несколько дополнили и расширили его рассказ.


1. Распределение времени и сил

Задача продюсера заключается не только в принятии важных решений относительно самой музыки, но и в создании таких условий работы, при которых музыканты покажут максимум своих исполнительских возможностей. Это особенно ярко проявляется во время работы с вокалом: продюсер должен внимательно относиться к вокалисту и создавать для него комфортные условия, которые в итоге приведут к качественному исполнению.

Можно писать вокал целый день, но не записать ничего. Дело в том, что силы вокалиста довольно ограничены, поэтому у вас есть всего несколько часов на то, чтобы сделать качественную запись. Спустя несколько часов человек перестанет петь мощно и энергично: безостановочное пение выматывает исполнителя и его связки, поэтому с каждым часом шансы на отличный дубль уменьшаются.

Делайте перерывы в записи, даже если вокалист против этого.

Эмоции также играют важную роль при записи вокала: вокалист должен понять эмоциональный фон песни и передать его в своем исполнении. Если песня агрессивная, а вокалист ходит в легкомысленном настроении, то вам нужно что-то придумать, чтобы настроить его на нужный лад. Возможно, вокалист в итоге будет злиться на вас, но если это приведет к нужному исполнению вокальной партии (а это самое важное для нас), то игра стоит свеч. В конце концов, обиды забудутся, а ваши отношения не испортятся.


2-jpg.511



Фредди Меркьюри определенно не испытывает дискомфорта в студии.

2. Окружение

Вокалист не может петь в полную силу, если ему не комфортно. Ваша задача как продюсера заключается в том, чтобы создать комфортное и уютное окружение для певца, то есть речь идет больше о психологии, чем о самой музыке. На создание подходящих условий влияет множество казалось бы мелких факторов: используемый в студии свет, аромат в воздухе, используемая мебель и т.д.

Иногда даже сама мысль о необходимости петь в микрофон может вызывать неприятные ощущения у человека. Дело здесь в том, что вокалист должен выйти из привычной ему зоны комфорта: дома он поет один и ему никто не мешает, на репетиции он уютно чувствует себя с коллегами по группе, а на концерте просто кайфует от атмосферы.

Бывают случаи, когда в студии вокалисты отвратно поют в большой и внушительный Neumann U47, но при этом выдают отличные дубли при использовании чего-то более компактного. Для многих людей пение и вовсе должно проходить в определенных условиях, например, максимально приближенных к домашним или, наоборот, концертным.

Мало у кого есть возможность собрать идеальную и дорогую студию звукозаписи, но это не значит, что вы не можете записывать качественный материал.

Сама комната, где происходит запись, также играет немаловажную роль. Установите различные звукопоглощающие материалы, которые устранят нежелательные призвуки комнаты. Призвуки не только портят общую звуковую картину, но и могут раздражать вокалиста. При этом речь не идет о постройке миниатюрной барокамеры в своей студии — излишняя изоляция не идет на пользу записи.

Расположение микрофона и вокалиста

Что касается позиционирования микрофона, то здесь многое зависит от того, как вокалист и микрофон располагаются относительно друг друга. Если диафрагма микрофона и рот вокалиста находятся на одной линии, то голос будет звучать максимально натурально, если микрофон будет выше — голос зазвучит гнусаво (как будто вокалист говорит в нос), а если ниже — вокал зазвучит ниже и грубее.

Расстояние между вокалистом и микрофоном не должно быть большим. Так, для начала записи будет достаточно разместить микрофон в 15-20 см от вокалиста, а затем, по мере поиска нужного звука, можно уменьшать или увеличивать это расстояние.


3-jpg.512



Изоляция микрофона и вокалиста

Одно из самых распространенных заблуждений касательно профессиональной записи голоса гласит: «Запись вокала должна вестись в специальной изолированной комнате». Реальность же такова, что находясь в замкнутом изолированном пространстве вокалисты зачастую не выкладываются в полную силу. Мы уже говорили о том, что певцу должно быть комфортно, но запирать человека в звуконепроницаемой коробке — не лучшая идея, которая не имеет ничего общего с комфортом.

Другая частая ошибка заключается в установке изоляционных материалов за микрофоном. Это попросту не имеет смысла, особенно при работе с микрофонами с кардиоидной диаграммой направленности — такие микрофоны собирают только тот сигнал, который поступает к ним спереди, полностью игнорируя звук за собой.

Если вы хотите дополнительно изолировать микрофон от нежелательных сигналов, то больше смысла будет в установке за вокалистом. Звуковые волны, вызванные человеческим голосом, движутся вперед, после чего отталкиваются от стен и движутся назад, чтобы вновь оттолкнуться от стены за вокалистом и полететь вперед (в сторону микрофона). Панель за вокалистом позволит поглотить нежелательные волны, отраженные от стен.


4-jpg.513



Фрэнк Синатра в студии. За Фрэнком видна звукопоглощающая панель.

3. Выбор типа микрофона

Если вы никогда не записывали вокал, то для начала нужно понять разницу между типами микрофонов.
Выбор типа микрофона часто зависит от записываемой музыки, хотя стандартом в индустрии считается использование конденсаторного микрофона с широкой диафрагмой — такие устройства дают максимальную детализацию.

К примеру, для более легких стилей музыки, в которых вокал должен звучать аккуратно и нежно, подойдут конденсаторные микрофоны — они более чувствительны к поступающей информации, ярче передают высокие частоты и усиливают присутствие. При этом такая чувствительность будет лишней для рока и метала, а также тех стилей музыки, где используются различные экстремальные техники пения (скрим, гроулинг) — здесь предпочтение лучше отдавать динамическим моделям, например, Shure SM7b или Electrovoice RE20.


5-jpg.514



Audio-Technica AT4050 и Shure SM7b.

Умение выбрать микрофон подходящего типа приходит с опытом. Экспериментируйте с разными микрофонами, а также разными типами голоса и музыкальными стилями, чтобы научиться подбирать устройство под записываемую музыку.

Нет смысла говорить о записи финальных дублей, если не найден подходящий для вокалиста и музыки микрофон. Писать итоговый вокал можно только после выбора устройства.

Многие зададутся вопросом: «Если конденсаторные и динамические устройства справляются со своими задачами, зачем на рынке продают ленточные микрофоны?». Ленточные микрофоны — более редкий тип устройств, имеющие несколько иные характеристики в сравнении с конденсаторными и динамическими микрофонами. Такие микрофоны звучат теплее и мрачнее, а также отличаются усиленной передачей частот в районе нижнего низа и ослабленными высокими частотами.

При работе с ленточными микрофонами нужно помнить о трех правилах:


  1. Всегда используйте поп-фильтр;
  2. Ленточные микрофоны более капризны в использовании, ленту легко повредить;
  3. Ленточные микрофоны обычно имеют двунаправленную диаграмму типа «Восьмерка», которая приводит к очень сильному эффекту близости (о нем ниже).
4. Диаграмма направленности и эффект близости

Помимо типа устройства записи, важным критерием выбора является диаграмма направленности. Самой популярной диаграммой при записи вокала считается кардиоида, которая захватывает весь звук перед микрофоном, но отрезает все, что находится за ним.

Вне зависимости от вида диаграммы, все микрофоны страдают от такой вещи, как «Эффект близости» (англ. Proximity Effect). Этот эффект вызывает усиление низких частот: чем ближе вокалист (или другой источник звука) находится перед микрофоном, тем сильнее звучит низ. Это может как улучшить, так и испортить запись, поэтому о нем стоит всегда помнить. К примеру, эффект близости может украсить романтические песни с низким мужским вокалом, обогатив и без того низкий баритон или бас вокалиста.


6-jpg.515



Диаграммы направленности микрофонов.

Тем не менее, заигрываться с эффектом не стоит: усиленный бас тяжело контролировать, поэтому лучше расположить вокалиста слегка подальше от микрофона. Помните, что гарантий на последующее исправление буста эквалайзер ом никто не дает, а испорченную запись будет не так то просто переписать.

5. Запись с эффектами

Некоторые звукорежиссеры записывают вокал с обработками. В надежде дать вокалисту больше комфорта и сделать так, чтобы он сразу звучал «как на записи», звукорежиссеры добавляют в цепь эквалайзер, компрессор и другие эффекты (чаще всего аналоговые).

В таком подходе нет ничего плохого. Тем не менее, нужно быть осторожным при использовании эффектов: если вы сделаете какую-нибудь ошибку при настройке, у вас не будет шанса вернуться к исходному сигналу. Если с эквалайзером мизерный шанс исправить аудиосигнал еще сохраняется (например, с помощью последующей обработки с обратными, зеркальными настройками), то в случае с компрессором раскомпрессировать сигнал будет невероятно сложно.

В общем, если вы не уверены на 100% в том, какой звук хотите получить, то минимизируйте использование эффектов при записи или откажитесь от них вообще.

6. Микс в наушниках

Вокалист должен хорошо слышать себя в наушниках на фоне остального микса — это еще один важный момент для достижения отличного исполнения. Слишком громкий микс в наушниках приведет к тому, что вокалист, в попытках пробраться через музыку, будет кричать, а не петь, в то время как слишком тихий микс заставит человека шептать.

Перед началом сессии записи посоветуйтесь с певцом по поводу настройки микса. Выясните, на какой громкости ему комфортнее работать, поинтересуйтесь о предпочтениях в области обработки голоса: одни певцы любят работать с легким эффектом реверберации на вокале, другим больше нравится сухое звучание своего голоса (речь идет не о записи с эффектами, а только о параллельной обработке — записывать нужно все равно сухой сигнал).


7-jpg.516



Некоторые вокалисты снимают один наушник, чтобы не слышать себя поверх микса, другие любят слушать натуральное звучание своего голоса в пространстве комнаты. В настройке микса очень многое перекликается с вопросом комфорта при записи, поэтому уделите этому моменту должное внимание.

7. Тюнинг вокала
Тюнить или не тюнить вокал — извечная тема для споров, появившаяся вместе с выходом первого софта для корректировки питча. Одни звукорежиссеры считают, что вокалист должен правильно и точно петь — никакого авто-тюна, все неточности перезаписываются до победного конца. Другие считают, что проще исправить ряд недочетов корректором, чем ждать идеального дубля.

Если вы не можете решить, стоит ли использовать авто-тюн или нет, то подумайте вот о чем: иногда энергетика и эмоции намного важнее точности.

Представьте ситуацию, что у вас есть идеальный по эмоциям и энергетике дубль с небольшими промахами мимо нот. Вы можете перезаписать вокал чисто и без недочетов, но повторить эмоции уже не выйдет. Так зачем страдать и мучить себя и вокалиста, если можно исправить ошибки корректором? Конечно, речь не идет о каких-то серьезных проблемах в исполнении, но легкая обработка Auto-Tune или Melodyne в таком случае полезна и вполне может быть незаметна для слушателя.