Сведение Рэп вокала | Soundmain

Сведение Рэп вокала

1


Вопрос о сведении Рэп/ХипХоп вокала — один из самых часто задаваемых ввиду невероятной популярности этого жанра. Огромное количество Рэп битов, доступных как бесплатно так и за вполне доступную цену, делает этот жанр еще более популярным - ведь создание новой песни не требует серьезных капиталовложений. Имея всего лишь микрофон и недорогой аудио интерфейс, можно сделать вполне качественную запись даже дома. Дальше достаточно свести вокал с инструменталом - и песня готова! Но вот собственно сведение вызывает массу вопросов, с которыми постараемся разобраться в этой статье.

Прежде чем применять любую аудио обработку...

  1. Определитесь с характером будущего микса
Что имеется ввиду? В практике звукосведения общеизвестно, что элемент, с которого начинается построение микса, в конечном итоге будет доминировать над другими - будет громче, займет большее пространство и будет более насыщен гармониками.

Поэтому определитесь.

Хотите ли вы, чтобы доминировал вокал? Для этого он должен быть:

- соответственно аранжирован. Например лидирующий вокал представлен в виде трех одинаковых дублей, два из которых панорамированы вправо и влево, а третий в центре.

- записан соответствующим образом. При записи губы артиста должны быть не дальше 5-7 см от микрофона для более жирного низа. Микрофон - обязательно с большой диафрагмой.

Или все-таки доминировать будет бит? (В этом случае понадобится как минимум более радикальная фильтрация низов).

Это решение будет иметь огромное влияние на выбор техник сведения в дальнейшей работе с треком - баланса, сатурации, компрессии и тд.

2. Удалите все лишнее

Фоновые шумы, шорох одежды, речь присутствующих в студии друзей, записанная между фразами песни, вздохи, плямканье - все это мусор, который нужно удалить до того, как приступить к собственно сведению. Потратьте немного времени на редактирование - вырежьте все эти места. Не забудьте, что в некоторых случаях в местах выреза стоит применить короткие фейды во избежание щелчков при воспроизведении.

Вот теперь можно собственно приступить к сведению...

3. Выровняйте громкость

Для того, чтобы при дальнейшей компрессии избежать пережатия громких мест и провалов тихих фраз, нужна автоматизация. Возьмите любой плагин управления громкостью и сделайте автоматизацию громкости так, чтобы привести все фразы к примерно равному звучанию. Это требование актуально не только для Рэпа/Хип-Хопа, а в принципе в работе с вокалом любого другого жанра.


2




Важные детали:

- Поскольку это длительная кропотливая работа, во избежание усталости слуха делайте ее на очень малой громкости. Кроме того, при очень тихом звуке вам проще будет заметить всплески и провалы громкости.

- Возьмите одну из фраз в качестве эталона громкости и периодически сравнивайте остальные фрагменты вокального трека с ней.

Таким образом точность вашей работы намного возрастет!

4. Добавьте теплоты

Теперь, когда подготовительные работы закончены, оцените, как голос и музыка работают вместе, и прикиньте, как добавить вокалу теплоты и цвета. Это может быть и ленточная сатурация, и эквализация, и компрессия - все, что привнесет в запись еще больше цвета и заставит вокал занять отведенное ему место. Что именно это будет - решать вам, исходя из материала, с которым работаете.


3




Лично я очень часто на этом этапе применяю компрессию плагинами-эмуляторами винтажных приборов. По сути - обработку два в одном! Это дает не только необходимый цвет за счет собственной сатурации плагина, но и контроль динамики. Делаю так не из-за лени или желания ускорить сведение, а потому что компрессия - это проверенный годами мощнейший инструмент формирования цвета и характера звука!

Важная деталь: Прибегая к компрессии как к способу окраски, не стремитесь добиться желаемой динамики сразу одним плагином. Возможно понадобится дополнительная динамическая обработка до «винтажного» компрессора или после. Ниже рассмотрим эти варианты подробнее.

5. Примените лимитирование

Этот пункт совсем необязательный! Но иногда при сведении очень экспрессивного вокала с массой всплесков громоксти, без лимитера не обойтись. Поставьте его перед компрессором и настройте Атаку 2-5 мс и как можно более короткое время Релиза. Ваша цель - не явно слышимая обработка, а незаметная помощь компрессору - достаточно уровня подавления максимум 1-2 дБ. Это как раз тот случай, который я имел ввиду в предыдущем пункте.



6. Компрессия

Так как в Рэп и Хип-Хоп музыке вокал выполняет в первую очередь ритмическую роль, следует избегать быстрой Атаки при компрессии. Слишком быстро срабатывающий компрессор будет подавлять практически все транзиенты. А без них голос потеряет энергию и экспрессию!


4




Другая особенность Рэп вокала - необходимость его звучания "прямо в лицо". Такой эффект дает обработка при максимальном Соотношении (Ratio) - чтобы компрессор фактически работал как лимитер, но при этом давал желаемую плотность и окраску.

Атака при этом может варьироваться от 5 до 20 мс, Релиз как правило минимальный. Этот тип компрессии, особенно с использованием винтажных эмуляций, я отношу к художественной. Ее работа слышна как насыщение звука, явное увеличение его плотности.

Кроме художественной, есть техническая компрессия, которая позволяет незаметно выравнивать динамику и облегчать работу следующего за ней компрессора - того самого, винтажного, выполняющего главную работу по украшению! Здесь подойдет практически любой цифровой компрессор - можете использовать стоковый плагин или любой другой удобный лично вам! Соотношение равное 2-3 и среднее время Атаки и Релиза - как раз то что нужно, чтобы мягко и незаметно подготовить вокал к основной компрессии.

Важная деталь: Использовать два компрессора при собственно сведении не всегда обязательно! Если запись была сделана с использованием "железных" приборов или ее динамика в принципе вас устраивает, можно обойтись компрессией в один этап.

И конечно же параллельная компрессия - наверное тот прием, который можно назвать обязательным при сведении любого жанра, так как позволяет вокалу хорошо прослушиваться на фоне музыки, при этом сохраняя натуральное, "не задушенное" звучание.

Поскольку требуется не просто хорошо слышимый вокал, а еще и динамичный, при параллельной компрессии я редко применяю Ratio больше 4:1. Также почти всегда начинаю с максимальной Атаки и самого короткого Релиза - на моих любимых CLA-76 и Lindell 7X-500 эти настройки никогда не подводили. Далее расплющиваю вокал и подмешиваю этот сигнал к необработанному, пока не почувствую, что голос занял свое место в миксе устойчиво. Иногда, чтобы усилить эффект, стоит увеличить Релиз (время отпускания).

Многие инженеры идут еще дальше и посылают оба сигнала (основной и расплющенный) на AUX шину, где снова еще чуть-чуть компрессируют. Этот прием необязателен, но знать о нем все же стоит.

7. Эквализация

Отвечая на вопрос об эквализации вокала, в первую очередь я бы рассматривал эквалайзер как хирургический инструмент для тонкой настройки. Если вокал записан подходящим микрофоном, в акустически подготовленном помещении, сложная эквализация в принципе не нужна!


5




Чаще всего потребуется:

— немного подчистить нижнюю середину вокала во избежание мутности общего микса

— усилить частоты в диапазоне 3-5кГц, чтобы вокал не терялся на фоне клэпов и рабочего барабана

— придать больше сияния усилением самой верхушки полочным фильтром. Применение при этом эмуляций винтажных эквалайзеров, добавляет окраски за счет сатурации в цепях обработки прибора.

Особого внимания заслуживает эквализация низов. Все слышали о рекомендации обрезать низкие частоты вокальных треков в диапазоне 80-120Hz, поскольку музыкальная ценность этого частотного контента невелика. Но это рекомендация, а не призыв к действию! Если вокал был качественно записан (кстати многие микрофоны имеют встроенный High Pass фильтр в районе 80Гц), если он органично сидит в музыке - необдуманная фильтрация только ослабит его.

Но если вы перфекционист, как я, могу посоветовать следующий прием - сделайте 1-3 выреза эквалайзера в диапазоне 55-140 Hz. Ширина полос очень небольшая - значение параметра Q от 12 до 5. Здесь находятся самые нижние обертоны голоса, гул, низкочастотные «взрывы» дыхания — в общем частотный мусор.

Обратите внимание - этот прием совсем не то же, что и High Pass фильтрация. Ведь низкочастотные гармоники никуда не деваются - мы просто подправляем их баланс! Автоматически смещая акцент на средние частоты и добиваясь субъективно более чистого звучания.

8. Де-ессинг

Крайне редко бывают ситуации, когда я в принципе не применяю эту обработку. Если исполнительская техника артиста на высоте и в записи отсутствуют мощные всплески свистящих и шипящих, я оставляю сибилянты без обработки, чтобы сохранить экспрессию голоса и шероховатость звучания, ставшую нормой в Рэп музыке.

Но это скорее исключение. Хотя бы небольшая обработка сибилянтов зачастую нужна. Как уже говорил, я перфекционист и обожаю тотальный контроль над звуком. Поэтому часто для де-ессинга использую многополосный компрессор. Особенно он выручает в работе с записями с очень мощными сибилянтами. В таком случае я выкручиваю параметр Колена на максимум, Атаку на минимум, чтобы компрессор моментально реагировал на всплески сибилянтов. Преимущество многополосного компрессора и в том, что можно применить индивидуальные настройки для контроля свистящих и шипящих.

Подытоживая, хочу сделать акцент - любая из вышеописанных обработок или конкретный прием не являются 100% обязательными. В изучении обработки звука важнейшим навыком является умение слышать и оценивать ситуацию. Ключевой является не сама обработка, а знание, когда, какую и сколько применять... Или не применять вовсе!

Первоначальный источник

Об авторе
SoundMain
Алексей Раков
1.jpg

Главный редактор группы проектов Soundmain, звукорежиссер, увлеченный демократизацией создания музыки

Комментарии

Нет комментариев для отображения.

Статья информация

Автор
Алексей Раков
Время чтения
6 минут(ы)
Просмотры
7,739
Последнее обновление

Больше в Сведение / Мастеринг

Больше от Алексей Раков

Назад
Сверху