Бэк-вокалы– это не просто еще несколько голосов в песне. У них своя, вполне определенная задача в аранжировке. В частности, бэк-вокалы обычно выполняют следующие задачи:
Добавляю плотности лидирующему вокалу в сложной тональной композиции.
Являются дополнительными мелодическими линиями в контексте гармонической мелодии.
Находитесь ли вы только на стадии подготовки к записи, или уже в середине процесса сведения, в любом случае никогда не поздно убедиться, что бэк-вокальные партии выполняют свое специфическое предназначение.
Вот несколько простых приемов, которые помогут вам в сведении бэк-вокалов:
1. Моно треки
Если бек-вокал должен быть дублем для основного лидирующего вокала (как дублирующая или простая параллельная гармоническая линия), эффекта плотности проще добиться, если не разделять вокалы по стерео каналам.
К сожалению, тональные сложности и динамический диапазоны нескольких вокалистов могут заставить моно бэк-вокалы звучать противоречиво или даже запутанно.
Чтобы четко выделить лидирующий вокал в качестве основной линии попробуйте следующее:
Ограничьте спектр бэк-вокальных линий высокочастотным фильтром (вы можете начать даже с 200 Гц, при этом не потеряв разборчивости слов). Ограничьте артикуляцию и динамику фоновых бэк-вокалов при прмощи де-ессера (даже если бэк-вокалы и не особо свистящие и сипящие).
И самый главный принцип звучит очень просто: при работе с несколькими вокальными линиями всегда нужно помнить, что каждый бек-вокал должен слушаться «на своем месте». Звучание дублирующих бэк-вокалов может произвести совершенно противоположный эффект, и не усилить лидирующий вокал, а наоборот, заставить звучать его изолированно. Не делайте выбор в пользу дублирующих бэк-вокалов, пока не услышите их положительного влияния на лидирующий вокал.
2. Мощность благодаря симметрии
Когда бэк-вокальные партии выполняют роль дополнительных мелодических линий (на равне с секцией струнных или клавишных, например), нужного эффекта гораздо легче добиться при помощи симметричного стерео разделения.
Целью сведения таких бэк-вокалов является добиться стерео инструмента, который явно отличается по звучанию от центрального лидирующего вокала. Поэтому продумывать бек-вокальные партии нужно еще на стадии аранжировки, и записывать их сразу дублями.
Если же вы сталкиваетесь с этим уже на стадии сведения, то это еще не означает, что вам не повезло с аранжировкой. Простое симметричное отражение бэк-вокала часто вполне пристойно звучит в качестве дубля. Попробуйте к левому бек-вокалу применить дилей с 80-110 мс задержкой, чтобы он немного отличался от правого.
Если этот способ придает звучанию бэк-вокалов достаточно большую глубину (ощущение расстояния), то можете уменьшить время задерки до 20-40 мс. Только убедитесь, что появилась небольшая медленная модуляция с этими короткими задержками, чтобы избежать фазовых проблем.
3. Групповая обработка
Независимо от того, что вы сводите, моно бэк-вокалы, дублирующие лидирующий вокал, или стерео бэк-вокалы, ведущие отдельную мелодическую линию, задача состоит в том, чтобы заставить звучать группу отдельных аудио треков как один инструмент. Групповая обработка – постой и эффективный способ достигнуть этого.
Например, единсвенной разницей между красиво звучащими стерео бэк-вокалами и «просто набором голосов на втором плане» может быть раздельная динамика. Стерео компрессор, обрабатывающий группу бэк-вокалов, поможет вам добиться динамической и тональной стабильности внутри группы сигналов. Обработка треков отдельно не даст такого эффекта.
Аналогично, моно бэк-вокалу (например, лидирующий вокал и его бэк-дубль в хип-хопе) часто нужно уделить внимание в среднечастотном диапазоне, чтобы убедиться, что он занимает положенное ему место в миксе. Обработка подгруппы эквалайзер ом может помочь усилить ощущение, что эти отдельные треки являются единым, тонально сложным, но мощным звуком.
Начните с плана
При создании песни никогда не рано иметь ввиду все то, что изложено выше. Хорошо спланированная аранжировка может сэкономить часы студийного времени на стадии сведения.
Естественно, перечисленные выше способы сведения могут быть применены не только к бэк-вокалам, но и к гитарам, секции духовых инструментов, клавишным и др. У каждого инструмента свои особенности, но концепция сведения – одна и та же.
Добавляю плотности лидирующему вокалу в сложной тональной композиции.
Являются дополнительными мелодическими линиями в контексте гармонической мелодии.
Находитесь ли вы только на стадии подготовки к записи, или уже в середине процесса сведения, в любом случае никогда не поздно убедиться, что бэк-вокальные партии выполняют свое специфическое предназначение.
Вот несколько простых приемов, которые помогут вам в сведении бэк-вокалов:
1. Моно треки
Если бек-вокал должен быть дублем для основного лидирующего вокала (как дублирующая или простая параллельная гармоническая линия), эффекта плотности проще добиться, если не разделять вокалы по стерео каналам.
К сожалению, тональные сложности и динамический диапазоны нескольких вокалистов могут заставить моно бэк-вокалы звучать противоречиво или даже запутанно.
Чтобы четко выделить лидирующий вокал в качестве основной линии попробуйте следующее:
Ограничьте спектр бэк-вокальных линий высокочастотным фильтром (вы можете начать даже с 200 Гц, при этом не потеряв разборчивости слов). Ограничьте артикуляцию и динамику фоновых бэк-вокалов при прмощи де-ессера (даже если бэк-вокалы и не особо свистящие и сипящие).
И самый главный принцип звучит очень просто: при работе с несколькими вокальными линиями всегда нужно помнить, что каждый бек-вокал должен слушаться «на своем месте». Звучание дублирующих бэк-вокалов может произвести совершенно противоположный эффект, и не усилить лидирующий вокал, а наоборот, заставить звучать его изолированно. Не делайте выбор в пользу дублирующих бэк-вокалов, пока не услышите их положительного влияния на лидирующий вокал.
2. Мощность благодаря симметрии
Когда бэк-вокальные партии выполняют роль дополнительных мелодических линий (на равне с секцией струнных или клавишных, например), нужного эффекта гораздо легче добиться при помощи симметричного стерео разделения.
Целью сведения таких бэк-вокалов является добиться стерео инструмента, который явно отличается по звучанию от центрального лидирующего вокала. Поэтому продумывать бек-вокальные партии нужно еще на стадии аранжировки, и записывать их сразу дублями.
Если же вы сталкиваетесь с этим уже на стадии сведения, то это еще не означает, что вам не повезло с аранжировкой. Простое симметричное отражение бэк-вокала часто вполне пристойно звучит в качестве дубля. Попробуйте к левому бек-вокалу применить дилей с 80-110 мс задержкой, чтобы он немного отличался от правого.
Если этот способ придает звучанию бэк-вокалов достаточно большую глубину (ощущение расстояния), то можете уменьшить время задерки до 20-40 мс. Только убедитесь, что появилась небольшая медленная модуляция с этими короткими задержками, чтобы избежать фазовых проблем.
3. Групповая обработка
Независимо от того, что вы сводите, моно бэк-вокалы, дублирующие лидирующий вокал, или стерео бэк-вокалы, ведущие отдельную мелодическую линию, задача состоит в том, чтобы заставить звучать группу отдельных аудио треков как один инструмент. Групповая обработка – постой и эффективный способ достигнуть этого.
Например, единсвенной разницей между красиво звучащими стерео бэк-вокалами и «просто набором голосов на втором плане» может быть раздельная динамика. Стерео компрессор, обрабатывающий группу бэк-вокалов, поможет вам добиться динамической и тональной стабильности внутри группы сигналов. Обработка треков отдельно не даст такого эффекта.
Аналогично, моно бэк-вокалу (например, лидирующий вокал и его бэк-дубль в хип-хопе) часто нужно уделить внимание в среднечастотном диапазоне, чтобы убедиться, что он занимает положенное ему место в миксе. Обработка подгруппы эквалайзер ом может помочь усилить ощущение, что эти отдельные треки являются единым, тонально сложным, но мощным звуком.
Начните с плана
При создании песни никогда не рано иметь ввиду все то, что изложено выше. Хорошо спланированная аранжировка может сэкономить часы студийного времени на стадии сведения.
Естественно, перечисленные выше способы сведения могут быть применены не только к бэк-вокалам, но и к гитарам, секции духовых инструментов, клавишным и др. У каждого инструмента свои особенности, но концепция сведения – одна и та же.