Исследование формирования акустического поля репетиционного помещения и методы его совершенствования | Soundmain

Исследование формирования акустического поля репетиционного помещения и методы его совершенствования

Работа музыкантов, звукорежиссёров и звукооператоров связана с большой нагрузкой на органы слуха и слуховой анализатор в целом. Имея дело со звуком, уровень которого далёк от комфортного, приходится различать каждый источник звука отдельно (будь то вокал, гитара или ударная установка). Кроме того необходимо не только слышать каждого исполнителя, но и различать малейшие изменения динамики, тембра и ритма, подстраиваясь под них.

Цель данной работы – обеспечить, по возможности, равномерное распределение акустического поля в репетиционном помещении и уменьшить пиковые значения уровня звука до безопасного для человека, а также уменьшить реверберацию в помещении. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Провести анализ распространения звуковых волн и влияние звука на человека.
- Провести анализ технических характеристики оборудования
- Провести экспериментальные исследования уровня звука по всему репетиционному залу с целью сравнения полученные данные с нормативами:
- Предложить и применить меры по улучшению акустического состояния помещения.
- Провести анализ изменения акустического поля и оценить эффективность принятых мер.

Объектом исследования в данной работе является помещение студии звукозаписи. Общая площадь студии 27 м2. (рис 1)


1



В студии находится две ударные установки (акустическая и электронная). Каждый барабан состоит из двух основных элементов: корпуса, называемого кадушкой и мембраны, называемой пластиком, в большинстве случаев в дополнение к основному пластику используется резонансный пластик, расположенный в нижней части барабана.

В качестве гитарного усилителя использован транзисторный усилитель мощностью 20 Вт. В качестве басового усилителя использован транзисторный басовый комбо-усилитель. В качестве акустической системы использована пара активных колонок мощностью 100 Вт.

В ходе данной работы были проведены исследования распределения уровня звукового давления в помещении звукозаписывающей студии, представленной на рис. 2.


2



Анализ полученных данных позволяет говорить о том, что уровень звукового давления достигает 94,5 дБА[1], что достаточно высоким значением.[2] Также можно сделать вывод, что рабочее место звукорежиссёра находится в области с относительно высоким уровнем звукового давления (точки 1-2).Кроме того в ходе работы студии был замечен высокий уровень звукового давления в области низких частот. К источникам низкочастотных составляющих, прежде всего, стоит отнести бас-гитару, которая обладает амплитудо-частотной характеристикой, необходимой для создания таких составляющих. Однако уменьшение громкости басового усилителя не может в полной мере решить проблему в низкочастотной области, так как происходит наложение низкочастотных составляющих спектра бас-гитары и других инструментов, что в свою очередь приводит к маскировке бас-гитары при общей работе всех источников звука. Другим способом уменьшения низкочастотного шума является изменение расположения басового усилителя для предотвращения образования стоячих волн. Стоит также отметить, что нижние пластики электронных барабанов способны резонировать, однако, так как источником звука в электронной ударной установке является акустическая система, то резонансы являются негативным фактором и их влияние необходимо уменьшить. Анализ полученных данных позволяет говорить о том, что рабочий стол звукорежиссёра находится в зоне с относительно высоким уровнем звукового давления (точки 1 и 2).

По полученным данным был предложен ряд мероприятий по изменению акустического поля: перемещение рабочего места звукорежиссёра для снижения воздействия на него повышенного уровня звукового давления; изменение положения источников звука для предотвращения образования стоячих волн, а также установка акустических панелей для уменьшения уровня звукового давления отражённых звуковых волн.

После проведения необходимых мероприятий были проведены повторные измерения (рис 3).


3
4



На стены были установлены панели акустического поролона пирамидальной формы. Рабочее место звукорежиссёра было перенесено в точку 18 (рис. 3), так как в данной точке наблюдалось самое низкое значение звукового давления. После проведения работ максимальное значение уровня звукового давления снизилось до 92 дБА. ( до проведения работ 94,5 дБА). В среднем снижение составляет около 2.3 дБА. Значения уровня звукового давления во всех точках представлены в таблице 1.


5



Таким образом, на основании проведённых расчётов, экспериментальных и планировочных и строительных работ удалось уменьшить уровень звукового давления до комфортного уровня. Распределение значений уровня звукового давления в помещении стало более равномерным. Полученные результаты являются доказательством эффективности предложенных мер по совершенствованию акустического поля в помещении.
Об авторе
SoundMain
Алексей Раков
1.jpg

Главный редактор группы проектов Soundmain, звукорежиссер, увлеченный демократизацией создания музыки

Комментарии

Нет комментариев для отображения.

Статья информация

Автор
Алексей Раков
Время чтения
3 минут(ы)
Просмотры
1,617
Последнее обновление

Больше в Студия

Больше от Алексей Раков

Назад
Сверху