Де-эссер — невероятно важная часть процесса производства вокала, и вы, скорее всего, увидите де-эссер в девяти из десяти вокальных цепочек.
Хотя на первый взгляд де-эссеры могут показаться простыми плагинами типа «установил и забыл», ими часто злоупотребляют, недооценивают или просто неправильно понимают. В этой статье давайте перейдем к основам де-эссера и к тому, как вы можете использовать де-эссер, чтобы поднять свои вокальные произведения на новую высоту.
Не стесняйтесь использовать оглавление ниже, чтобы быстро перейти к определенному разделу.
Что вы узнаете:
- Что такое деэссинг?
- Что такое шипение?
- Зачем нужны деэссеры?
- Ключевые параметры
- Как использовать плагины для деэссинга
- Где поместить это в цепочке эффектов
- Стоит ли деэссировать вручную?
Что такое деэссинг?
Де-эссинг — это процесс уменьшения громкости шипения (с и т, или «эссе») в вокальной записи. Де-эссер — это частотно-зависимый компрессор, который определяет частоты, на которых возникают шипящие звуки, и уменьшает их, когда они становятся громче заданного порога.Как звучит деэссинг
Вот вокальный сэмпл без де-эссера:А вот тот же сэмпл с добавлением де-эссера:
Что такое шипение?
Шипение — это яркий и высокоамплитудный звук, который создается определенными согласными, такими как «с», «т», «д» и «з» (также известными как «эссы») во время разговора, рэпа или пения. Частотный диапазон шипения различен для каждого голоса; язык, диалект и акцент также играют роль в том, насколько интенсивными или едва уловимыми являются шипящие звуки в записи. Резкое шипение может быть результатом типа микрофона, используемого при записи, эквалайзера, который повышает яркость или высокие средние частоты вокала, или просто естественного звучания вокалиста.Зачем нужен деэссер?
Де-эссер лучше всего использовать на записи вокала, где шипение громкое и отчетливое, так как это делает вокал менее резким и более приятным для ушей слушателя. Многие профессиональные записи содержат де-эссер где-то в вокальной цепочке.Несмотря на то, что деэссеры очень полезны, вам не всегда нужно их использовать. Чрезмерно резкое шипение не всегда встречается на каждой записи вокала или у каждого вокалиста. Использование вашего уха невероятно важно при принятии решения о том, следует ли вам использовать де-эссер. Но если шипение вас беспокоит, особенно при микшировании в наушниках, попробуйте де-эссер!
Параметры деэссера
У де-эссеров довольно простые и понятные параметры, но для их правильного использования и получения наилучшего результата требуется много экспериментов и настроенный слух.Как найти нужную частоту на де-эссере
Параметр частоты или частотного диапазона на де-эссере используется для точного определения того, где шипение нужно уменьшить. Некоторые деэссеры имеют целевую частоту, и плагин определяет, насколько широк диапазон, в то время как другие деэссеры позволяют вам установить диапазон более точно.
Хотя все голоса разные, шипение обычно присутствует в диапазоне 2–12 кГц, а наиболее оскорбительные эссе обычно возникают в диапазоне 5–8 кГц. Отрегулируйте параметр частоты, чтобы точно определить, где на вокале, с которым вы работаете, появляются шипящие звуки.
Некоторые де-эссеры имеют функцию «прослушивания», которая позволяет изолировать или солировать целевую частоту и точно настроить ее именно там, где вы отчетливо слышите сибилянты. Отрегулируйте частоту так, чтобы звуки были слышны громче всего.
Вот как это звучит:
Такие плагины, как Nectar 3 от iZotope, могут сканировать и автоматически определять точный диапазон шипения, чтобы сделать этот процесс еще проще.
Как настроить порог на де-эссере
Порог деэссера подобен порогу компрессора: любой сигнал, который громче порога, будет сжат или уменьшен по громкости.
Более низкий порог для де-эссера сделает плагин более чувствительным и уменьшит количество эссеров. Слишком низкий порог потенциально может уменьшить шипение, которое на самом деле не является проблемой для слушателя — это может даже уменьшить другие звуки в голосе, которые не очень шипят. Между тем, слишком высокий порог может вообще не заботиться о сибилянтах.
Будьте преднамеренными и используйте свой слух при установке порога. Установите его в место, где вы можете видеть или слышать, как уменьшаются эссе, но не более того. Ваша цель — добиться некоторого сокращения, но не настолько, чтобы это изменило тембр, дикцию или исполнение вокалиста. Всегда делайте перерывы между прослушиваниями, и если вы начинаете слышать, что де-эссер слишком сильно работает, увеличьте порог.
Какое снижение гейна должно быть у де-эссера?
Уменьшение усиления показывает, насколько уменьшается значение ess, когда оно превышает пороговое значение. Некоторые де-эссеры имеют предустановленное уменьшение усиления, в то время как другие позволяют вам установить максимальное значение уменьшения. Когда у де-эссера есть максимальное уменьшение или параметр диапазона, это означает, что вы можете выбрать максимальную величину, на которую будет уменьшен любой эссер. Таким образом, если ess естественным образом получает снижение усиления на 10 дБ, но вы устанавливаете максимальное снижение на 4 дБ, величина снижения никогда не превысит 4 дБ.
Не опускайте порог слишком низко и не уменьшайте слишком сильно свистящие частоты. Это может сделать ваш вокал мрачным или придать ему искусственную шепелявость, как у Даффи Дака или кота Сильвестра! Снижение усиления на де-эссере на 3-4 дБ вполне нормально, и может достигать 10 дБ для очень громких эссеров.
Опять же, используйте свои уши. Де-эссер должен смягчить резкость шипения, но не быть слишком явным.
Как использовать плагин деэссера
Использование плагина — самый простой способ де-эсс. Зациклите часть вокала, где эссе наиболее заметны. Используйте функцию «слушать» или свое ухо, чтобы установить целевую частоту, на которой происходят эссе.Затем установите порог, чтобы определить, насколько чувствителен де-эссер и на каком уровне вы хотите начать уменьшать эссер. Отрегулируйте максимальное уменьшение, если вы чувствуете, что esses уменьшаются слишком сильно. Прослушайте как соло, так и в контексте микса, и внесите соответствующие коррективы.
Где поставить деэссер в цепочке эффектов
Где ваш де-эссер приземляется в вашей вокальной цепочке, часто обсуждается и, в конечном счете, зависит от человека. Однако обычно рекомендуется ставить деэссер перед компрессором и после эквалайзера. Поскольку де-эссеры используют динамические изменения, чтобы определить, что нужно уменьшить, сжатый вокал может затруднить работу де-эссера, потому что пики эссе уже слегка сглажены.Если вы добавляете яркости эквалайзеру, вы также хотите, чтобы де-эссер учитывал это при уменьшении шипения. Добавление эквалайзера после де-эссера с усилением высоких средних частот может свести на нет всю вашу работу по де-эссеру!
Если вы обнаружите, что де-эссер получает большую часть ваших эссе, но не все, не бойтесь автоматизировать. Редко когда один де-эссер позаботится обо всех сибилянтах в вокальном исполнении, а автоматизация является обычным делом, чтобы убедиться, что о каждом резком эссе позаботятся.