Каждому в музыкальной индустрии знакомо понятие мастеринг и что он подразумевает.
Но давайте будем реалистами – хотя мастеринг инженер действительно вносит определенные улучшения, настоящий мастеринг отличного микса это обработка с минимальным, очень аккуратным вмешательством в звучание.
К сожалению, такая ситуация из области «так должно быть». В реальности же автор трека часто ожидает, что мастеринг инженер исправит недочеты его сведения и ошибки из-за акустической «кривизны» его домашней студии. Обрекая инженера на путь компромиссов...
Ведь лучший способ добиться желаемого звучания – заложить его еще на стадии продакшна и подчеркнуть грамотным сведением.
Итак, мастеринг бессилен исправить:
Баланс инструментов
Конечно аккуратная многополосная компрессия на мастер канале используется часто и помогает лучше усадить звуки в пространстве. Часто встречаются рекомендации типа "Если барабаны излишне торчат, используйте компрессию с короткой атакой и быстрым релизом для выравнивания их баланса с остальными звуками". Но это скорее из области незначительной коррекции сведения. Против серьезных промахов такой способ бессилен.
Нехватку стерео широты
Это правда - проработка стерео образа входит в компетенцию мастеринг инженера. Но опять таки здесь его роль больше техническая. Как и в случае с эквализацией инженер в первую очередь убирает лишнее, а именно стерео составляющую саб низов... Лично я на этом часто заканчиваю. Все что мне хотелось добавить песне в плане широты звучания, я делаю при сведении. Единственное исключение - я применяю автоматизацию стерео экспандера, чтоб подчеркнуть разницу куплетов и припевов. Если же трек изначально звучит узко, искусственное стерео расширение на мастеринге приведет только к фазовым искажениям. Лучше вернуться к сведению и поработать с панорамой.
Характер ключевых звуков
Если барабаны вялые, если не хватает плотности гитарам или вокал едва прорезается сквозь остальные звуки - ожидать чуда мастеринга не стоит. Да, многополосная компрессия с длинной атакой может чуть-чуть оживить барабаны, но совсем немного и скорей всего с побочными эффектами на других элементах микса.
Тональный баланс инструментов
Готовый микс - как пазл из элементов, каждый из которых должен четко выполнять свою роль. Бас должен давать основу и глубину. Роль бочки - "пинок", усиливающий атаку баса и придающий пульс всему треку. Дисторшн гитары насыщают жирной серединой. И так далее. В зависимости от этого каждый инструмент должен быть обработан, чтоб подчеркнуть его назначение. Это и есть рецепт "идеального" звука. Если он нарушен - мастеринг бессилен.
И напоследок хотелось бы обратить внимание на такую деталь - специальные мастеринг эквалайзеры имеют ограниченные диапазоны усиления/ослабления для каждой из полос частот. Но даже этого хватает с большим запасом, так как при мастеринге хорошо сведенного трека инженеру достаточно 1-3 дБ усиления/ослабления. Все остальное - попытка исправить чужие ошибки и путь компромиссов, где выигрыш в одном аспекте достигается за счет потери общей прозрачности звучания.