Звуковой образ пространства в структуре художественного языка звукорежиссуры

PDF Звуковой образ пространства в структуре художественного языка звукорежиссуры Санкт-Петербург 2013

2020-09-18_09-23-41.png


Введение

С момента возникновения и развития звукорежиссуры как нового направления в искусстве одной из принципиальных проблем, стоящих перед ней, была разработка методов и средств сохранения и передачи пространственного музыкального образа концертного зала (и других помещений), возникающего у слушателя в процессе прослушивания музыкальных произведений.

Роль пространства в формировании музыкального образа была известна со времен античности. Многие крупнейшие композиторы, среди которых И.С. Бах, Й. Гайдн, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, и др., создавая свои произведения, учитывали, в каких помещениях они будут воспроизводиться и какое эмоциональное влияние будут оказывать на слушателя.

С начала ХХ века искусство создания концертных залов получило научную основу благодаря исследованиям У. Сэбина (W. Sabine), К. Эйринга (K. Eyring), О. Кнудсена (O. Knudsen) и др. В середине ХХ века в фундаментальных работах Л. Беранека (L. Beranek), М. Шредера (M. Schroeder), М. Баррона (M. Barron), Г. Маршалла (H. Marshall) и др. была установлена связь объективных параметров помещения (структуры отражений, времени реверберации и пр.) с субъективными параметрами восприятия музыкальных образов в этих помещениях, что получило свое применение в современных программных инструментах компьютерного моделирования замкнутых пространств, таких как EASE, CATT, Odeon и др.

Для сохранения и передачи этих объективных параметров и обусловленных ими слуховых ощущений в процессе звукозаписи и звуковоспроизведения было инициировано большое количество проектов, направленных на разработку систем пространственной звукозаписи и звукопередачи (Dolby Digital, бинауральная стереофония, Ambisonics, Ambiophonic, Wave Field Synthesis и др.), адаптивных цифровых устройств пространственной обработки звука, технологии аурализации и др.

Существенно возросшее на сегодняшний день количество исследований в этих областях [44; 46; 62; 93; 97; 115; 118; 135; 136; 146; 152; 155; 163; 171; 175; 178; 182; 186; 207; 210; 220; 236; 246–248], и активно расширяющаяся практика использования их результатов создает условия для нового этапа развития звукорежиссуры в трехмерном звуковом формате. Внедрение в индустрию звукозаписи трехмерного звука ставит перед звукорежиссерами много важных вопросов, касающихся техники микрофонного приема, способов хранения звукового материала, его обработки, сведения и воспроизведения. Настоящее диссертационное исследование фокусируется на определении концепции творческой работы звукорежиссера с трехмерным звуковым образом пространства на основе анализа функциональной роли акустического пространства в культуре и искусстве и текущего состояния аудиотехнологий.

Для достижения данной цели был определен комплекс рассматриваемых задач, среди которых: определение проблематики исследования музыкального образа пространства, как феномена музыкального искусства; анализ эволюции акустического пространства в его связи с развитием музыкального искусства; описание основных научных критериев оценки объективных акустических параметров концертных залов; оценка качества звучания музыкальных произведений в различных помещениях, определение субъективных критериев оценки и их связей с объективными параметрами; анализ эволюции современных методов пространственного компьютерного моделирования помещений для воспроизведения музыкальных программ; создание компьютерных пространственных моделей; проведение экспериментального исследования с их использованием с целью изучения специфики оценок звукорежиссерами качества виртуальных пространств и установления связи их оценок с объективными параметрами звуковых образов виртуальных помещений, а также определение основных направлений творческой деятельности звукорежиссера с использованием методов построения виртуальных пространств и др.

Исследование данного круга вопросов требует междисциплинарного анализа научной литературы, посвященной вопросам искусствоведения, истории архитектуры, истории музыкального искусства, звукорежиссуры, компьютерной музыки, архитектурной акустики, психоакустики, экспериментальной психологии. В настоящем исследовании были использованы материалы по следующим тематикам:

  • История развития музыкального искусства в ее связи с искусством создания акустического облика помещений предназначенных для воспроизведения музыкальных произведений (Л. Беранек (L. Beranek) [67], М. Форсит (M. Forsyth) [106], М. Лонг (M. Long) [154] и др.)
  • Роль звукового образа пространства и его значимость для искусства (Б. Блессер (B. Blesser) [19; 27], Л. Салтер (L. Salter), Е. Томсон (E. Thompson)) [211]
  • Объективные методы исследования акустических качеств замкнутых пространств. (В.С. Маньковский [18], В.В. Фурдуев [26], Л.И. Макриненко [17], Ю.П. Щевьев [29], А.Н Качерович [12], Г Куттруфф (H. Kuttruff) [149], М. Баррон (M. Barron) [53], и др.)
  • Исследования связи субъективных критериев оценки акустических качеств закрытых пространств и объективных свойств звуковых полей (М. Моримото (M. Morimoto) [156; 169; 170], Дж. Брэдли (J. Bradley) [81; 84; 86; 201], Г. Сулодре (G. Soulodre) [85; 87; 201], Л. Беранек (L, Beranek) [67; 70; 243], М. Баррон (M, Barron) [50; 51; 53; 54], Д. Гресинджер (D. Griesinger) [95; 121; 122; 124] и др.)
  • Аурализация, формирование трехмерных компьютерных моделей замкнутого пространства и воспроизведение их звуковых образов (И. А. Алдошина [1–3], Д. Бего (D. Begault) [62; 63], М. Фарлендер (M. Vorlander) [222], В. Анерт (W. Ahnert) [39; 180; 203; 237], Д. Шредер (D. Schroder) [193] и др.)
  • Методы проведения психометрических измерений (Е. Цвикер (E. Zwicker), Г. Фастл (H. Fastl) [102], А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, А.Д. Наследов [5], Л. Терстоун (L. Thurstone) [212; 213] и др.)
  • Критерии субъективной оценки качества воспроизводимого звука (Ф. Рамси (F. Rumsey) [107; 108; 188–190], Р. Мэйсон (R. Mason) [157; 158], Й Берг (J. Berg) [72; 137; 138], Н. Захаров (N. Zacharov) [35; 61; 238], С. Бех (S. Bech) [61; 174])
Автор
artscripts
Скачивания
6
Просмотры
120
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Другие ресурсы пользователя artscripts

Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей

Библиотека собирает всю информацию из открытых источников и предоставляет материалы только для ознакомительных целей.

© Soundmain.ru Октябрь 2020 г.

Информационный ресурс soundmain.ru является общедоступным для пользователей и осуществляет свою деятельность c соблюдением действующего законодательства РФ.

Администрация soundmain.ru не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на ресурсе soundmain.ru информацию.

Администрация ресурса отрицательно относится к нарушению авторских прав на информационном ресурсе soundmain.ru.


Soundmain - Студия звукозаписи, информационный интернет-сайт.

Раков Алексей Владимирович, ИНН 511700795876

184230 Российская Федерация, Мурманская область, г. Полярные Зори, ул. Сивко 5

Контакты: +7 921 150 28 24 info@soundmain.ru

Посмотреть на карте

Звукорежиссер помогает сделать из творческого произведения "продукт", который передает заложенную автором идею слушателю. Фактически, этот специалист является связующим звеном между творчеством и технологиями, без него не обходится ни один концерт, кинофильм, театральное представление или шоу.

Звукорежиссер должен понимать акустику и физику звука, в чем могут хорошо помочь такие книги по звукорежиссуре: Modern Recording Techniques (Дэвид Майлс Хубер), Mixing Secrets For The Small Studio (Майк Сеньйор), The Art Of Mixing: A Visual Guide To Recording, Engineering And Production (Дэвид Гибсон), The Recording Engineer’s Handbook (Бобби Овсински);

Кроме этого, не забывайте читать статьи для звукорежиссеров, где можно почерпнуть не только информацию, но и некоторые хитрости опытных специалистов.

×