Золотарёв В.А. Фуга. Руководство по практическому изучению | Soundmain
Золотарёв В.А. Фуга. Руководство по практическому изучению

PDF Золотарёв В.А. Фуга. Руководство по практическому изучению Издательство: "Музыка", 1965 (3-е издание). 505 с.

Автор книги по теме гармония - теория
  1. Золотарёв В.А.


Фугой называется самостоятельное по жанру музыкальное произведение, основанное на приёмах имитационной полифонии и в своём развитии связанное с многократным проведением одной или нескольких тем во всех голосах.

Фуга, совершеннейшее выражение полифонической музыки, наивысшего расцвета достигла в XVIII веке в творчестве великого Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750), исключительному мастерству которого мы обязаны созданием многочисленных и разнообразных образцов такого рода музыки (И. С. Бах написал около 400 фуг), остающихся и до сегодня непревзойдёнными и по содержанию, и по форме.
Фуга никак не может считаться отжившей, мёртвой схоластикой; наоборот, фуга и теперь не потеряла своей значимости, возникая то эпизодически, в виде фугато, то являясь полноправной, самостоятельной частью того или иного произведения.

Уже по одному этому фуга как жанр и структура не утратила своего значения для учащегося, желающего по-настоящему овладеть композиторской техникой.

Предисловие автора

Прошло 24 года со времени первого издания этой книги. Такой срок в условиях советской действительности срок не малый, и, конечно, он не мог не отразиться также и на нашем музыкально-педагогическом развитии.

Действите—многое за это время вымерло и отпало, многое, наоборот, стало на ноги—окрепло.

Единственные переводные учебники по изучению контра- пункта и фуги—Бусислера и Праута—и в настоящее время являются ценными руководствами. Однако многие выводы, сделанные в работах Праута, нами значительно пересмотрены, что и будет в свое время указано.

Но по-прежнему, пожалуй еще в большей степени, сияет нам немеркнущая сила гения И. С. Баха, освещая трудный путь освоения контрапунктического мастерства, по-прежнему держится курс на изучение и освоение фуги через И. С. Баха.

Выдержала пробу временем и система «школьных образцов», написанных в свое время автором данной книги под руководством Н. А. Римского-Корсакова, им вполне одобренных и могущих поэтому быть рассмотренными как преемственные образцы его школы.

Таким образом, эти четкие по форме образцы дают нужную ориентировку учащемуся музыканту, где он, не разбрасываясь на детали, сможет сосредоточиться лишь на самом главном, типичном в форме и строении фуг.

Предварительная работа по предлагаемым образцам дает те необходимые технические навыки, без которых учащийся обычно не в состоянии подойти к полному и свободному овладению сложным письмом фуги.

Рациональность этих примеров, носящих характер жестких «каркасов», как бы «рисунков» фуги, уже никого не смущает, и никто не оспаривает необходимость подобных «школьных фуг».

Преодолены также такие прежние штампы (с более или менее механическим подходом к анализу фуги), как «допуск» кодетт только в экспозиции фуги и нигде более; место интермедии исключительно лишь в средней части; начало средней части фуги тотчас же после проведения экспозиции; наличие у второй темы в двойных и тройных фугах (так же, как и у первой) не только своей экспозиции, но и средней части, иначе фуга будет рассматриваться как простая фуга с удержанным (одним или двумя) противосложением. Не принималось в расчет то важное обстоятельство, что музыкальная форма фуги чрезвычайно многообразна. Эта многообразность есть продукт живого творчества, в котором, кроме строгих форм, часто наблюдаются также свободные (в той же степени, как и переходные формы кодетт и интермедий, свободное проведение вторых и третьих тем в двойных и тройных фугах).

Аналогия строения формы фуги с трехчастной песенной и сонатной формами в настоящее время «получила права гражданства» и «запросто» бытует в современных анализах тесретиков; у пишущего эти строки сохранилась рецензия на первую редакцию «Фуги» передового музыканта нашего времени П. Я. Мясковского, который оспаривал возможность такого подхода по отношению к формам фуги.

Промежуточная форма между двойной и простой фугой, уточнение взаимоотношений второй темы в двойной фуге с удержанным противосложением в простой фуге, уточнение границ средней части фуг—и на все это, в свое время впервые появившееся в книге, автор «Фуги» возражений не слышал, равно как и на новые термины: «переходные» формы, «тематическая фигурация», отличающаяся от обычной «мелодической фигурации» несомненным свойством темы лишь при первом проведении, а затем выполняющая главным образом функцию непрерывности равномерного движения. Термин этот (как и все остальные) — условный, на обязательное признание которого автор никак и не претендовал.

С большим удовлетворением автор «Фуги» отмечает признание нового термина «движущийся каданс», а также типа «устойчиво-тональной фуги».

Тем не менее изучение фуги, которое, по преувеличенной оценке Н. Я. Мясковского, «проработано» будто бы «исчерпывающе до конца», автор ни в коем случае не рассматривает как замкнутую самоцель, наоборот, увлечение техникой ради техники даже у такого великого полифониста, как И. С. Бах в его Kunst Der Fuge, автор склонен считать ненужным для нашего времени кунштюком.

Пользуюсь здесь случаем отметить работу проф. С. В. Евсеева, который положил много усилий и труда на приближение книги к более современной терминологии и методике, нисколько, однако, не искажая, а лишь счастливо дополняя содержание самой книги.



Предисловие редактора

Я с большой охотой согласился редактировать для второго издания книгу старейшего авторитетного русского музыканта и композитора Василия Андреевича Золотарева— «Фуга», так как признаю ее необходимым и чрезвычайно полезным пособием для творческих и практических задач класса фуги внаших консерваториях.

В свое время эта книга была первой и единственной русской работой, специально посвященной вопросам фуги (издана впервые в 1932 г.). За годы, прошедшие со дня выхода в свет настоящей книги, появились новые пособия и учебники по полифонии, уделившие место и фуге. Однако они, по существу, не смогли уменьшить значения книги В. А. Золотарева, так как вопросам фуги и всей ее сложной технологии уделили недостаточное внимание, в то время как В. А. Золотарев дал очень полное описание ее особенностей и приемов.

Перечислим эти пособия и руководства: С. С. Скребков — «Полифонический — анализ» (Москва, 1940 г.), И.В. Способин «Музыкальная форма» а в ней вторая часть, называемая «Полифонические формы», стр. 274—333 (Москва,1947г.), С.С. Скребков «Учебник полифонии», I и II части (Москва, 1951 г.) и С. А. Павлюченко— «Руководство к практическому изучению основ инвенционной полифонии» (Москва, 1953г.).Разнообразные педагогические и методические задачи и цели ,поставленные авторами пособий, не позволили последним углубиться в изучение фуги с той полнотой и конкретностью, какие требуются для надлежащего практического овладения этим сложным, но важным жанром полифонической музыки.

Настоящее, второе издание «Фуги» В. А. Золотарева выходит с довольно значительными авторскими дополнениями и с частичными переработками отдельных разделов, которые почти не изменили общего направления, установок и задач, какие поставил себе автор еще при первом издании своего учебного пособия.

Переработка данной книги и внесенные в нее дополнения преследовали несколько различных целей и задач:
1) Внести уточнения в понятия, положения и формулировки, а также унифицировать термины в соответствии с бытующими в нашей современной, науке и педагогике.
2) Конкретизировать все живые связи со школой Н. А. Римского-Корсакова.
3) В аннотациях или анализе образцов музыкальной литературы подчеркнуть в первую очередь педагогическую направленность оценок и выводов, а не чисто художественную или музыковедческую.
4) Несколько расширить круг практических задач в отдельных главах пособия.
5) Привести материалы и образцы, характеризующие развитие фуги в западноевропейской музыке во второй половине ХХ столетия (Ф. Лист, Б. Сметана).
6) Углубить связи с развитием фуги в русской музыке и особенно в советской, для чего привести с сопутствующим анализом целый ряд различных образцов из произведений советских композиторов и как-то обобщить характерные черты трактовки фуги всоветской музыке.
7) Опираясь на понятную с педагогической точки зрения и плодотворную баховскую традицию, наметить преемственные черты в последующей эволюции фуги как самостоятель- ного жанра и в отечественном и в зарубежном музыкальном творчестве.
8) В целях более простого и отчетливого усвоения содержания данного пособия во всех разделах книги введены подзаголовки, а в конце дано приложение небольшой список фуг, фугетт и фугато из произведений русских и советских композиторов как материал для анализа.

Москва, 28 апреля 1954 г.
Профессор С. Евсеев
Автор
SoundMain
Скачивания
181
Просмотры
1,778
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху