Жак-Далькроз Э. Ритм | Soundmain
Автор книги по теме гармония - теория
  1. Жак-Далькроз Э.


В своей знаменитой работе Э. Жак-Далькроз дает ответ на самые актуальные вопросы: как ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

В приложении опубликованы программа упражнений по ритмике, ритмические игры, марши, этюды для фортепиано, приведена методика развития беглости пальцев "по Далькрозу".

Книга адресована преподавателям ритмики, сольфеджио, фортепиано, учащимся музыкальных и театральных учебных заведений.

Предисловие

«Пророк ритма», «музыкальный Песталоцци»... Эти эnитеты адресованы швейцарскому педаrоrу, композитору Эмилю Жаку-Далькрозу (6 июля 1865, Вена - 1 июля 1950, Женева). Личность необычайно яркая и неординарная, Далькроз родился в ннтернэцнональной семье: отец его был французский швейцарец, мать - немка. Профессиональное музыкальное образование как композитор, органист и пианист он получил в университете и консерваториях Женевы, Вены, Парижа, занимаясь у А. Брукнера, А. Делиба, С. Франка.

Около восемнадцати лет Э. Жак-Далькроз преподавал музыкально-теоретические и практические дисциплины в Женевской консерватории (1892-191О). На занятиях по сольфеджио он заинтересовался феноменом ритма, постепенно целиком подчинив его исследоеанию свою преподавательскую деятельность. Во время пребывания в Алжире Далькроз был поражен великолепной координацией движений, свойственной коренным жителям страны, и их блистательным исполнением изощреннейших ритмических построений. Эти впечатления стимулировали поиски рациональных методов обучения сольфеджио (простукивание/прохлопывание ритмических рисунков), что со временем привело к созданию авторской системы, поначалу получившей название ритмической гимнастики.

Администрация консерватории не поощряла введение движения в курс соль феджно и отказала Далькрозу в просьбе выделить специальное время для подобных упражнений. Занятия с энтузиастически настроенными учениками продолжались полулегально, вне стен консерватории, и с 1904 г. приобрели реrулярный характер.

Первые реаультаты, обнародованные в мае 1905 г. в северно-швейuарском кантоне Золотурн, имели ошеломляющий успех. Летом 1906 г. был набран первый курс, а в 1909 r. проведены первые экзамены на звание учителя ритмической гимнастики (с вручением специальных дипломов). В Базеле по инициативе П. Беnле ритмическая гимнастика была введена в учебные программы общеобразовательных школ.

Ритм у Далькроза перерастает свое «узкоцеховое» музыкальное значение, становясь универсальным символом всеобщей упорядоченности н организованности. Упражнения на телесное переживание музыки, первоначально имевшие исключительно прикладную цель - помочь будущим музыкантам в освоении музыкального ритма, - превращаются в жизнестроительный эксперимент, призванный преобразовать мир и создать «нового человека». Один из самых преданных приверженцев системы С. М. Волконский• писал о Жаке-Далькрозе: «Его открытие больше его самого. <...> Очень интересное для наблюдателя явление - как Далькроз идет вслед своего открытия; как то, на это его натолкнула интуиция, эмпирически разрастается и как вслед за этим растет и ширится он сам».

В 1909/ 1910 учебном году у Э. Жака-Далькроза занимались уже 359 учеников. Идеи ритмического воспитания стремительно н неудержимо завоевывали все новых поклонников и последователей - в том числе за rраницами Швейцарии. В 1909 г. Далькроз с учениками был с восторгом принят на годовом празднике Всеобщего немецкого музыкального общества в Штутгарте. Перед ним открывались самые головокружительные перспективы.

В 1910 r. по ниициативе В. Дорна• Э. Жак-Далькроз с сорока шестью учениками переезжает в Дрезден. С этого момента начинается самая феерическая страница в истории ритмической гимнастики.

В тихом живописном местечке Хеллерау под Дрезденом с видом на горы и леса, в поселке рабочих мебельной фабрики за считанные месяцы был воздвигнут Институт ритма Жака-Далькроза - целый архитектурно-ландшафтный комплекс с центральным зданием-дворцом, пансионом, гостевыми домиками н пр. Пожалуй, прежде только Р. Вагнеру в Байрейте удалось нечто подобное - получить землю, деньги и поддержку для воплощения своей мечты. В окружении Дапькроза не было второго Людвига Баварского, но ему удалось, воспламенив своими идеями самых разных людей, за год собрать для своей цели 300 тысяч немецких марок.

Продумано было все: от архитектурного стиля (проект Тессенова) до устройства душевых, ванн и закрытых двориков дnя воздушных и солнечных процедур. Немногие авторские образовательные учреждения создавались с таким размахом.

Педагогический коллектив был интернациональным, как и коллектив учащихся. Преподавание велось на немецком н французском языках. Тон дружелюбия и открытости задавал обаятельный и жизнелюбивый мэтр, излучавший радость и воодущевление. В общении он был, что называется, шармер - прост и непосредствен, с великолепным чувством юмора и умением блестяще вести беседу. Далькроз был одарен не только музыкапьно; он неплохо рисовал - об этом можно судить по сохранившимся шаржам и автошаржам, а также весьма остроумной графической записи ритмических заданий.
Купить в Буквоеде
https://fas.st/ahFRM
Купить в Лабиринте
salelabirint
Автор
SoundMain
Скачивания
395
Просмотры
3,206
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху