Зелинский В.Н. Курс гармонии в задачах. Диатоника | Soundmain
Зелинский В.Н. Курс гармонии в задачах. Диатоника

PDF Зелинский В.Н. Курс гармонии в задачах. Диатоника М.: Музыка, 1982. — 293с., нот.

Автор книги по теме гармония - теория
  1. Зелинский В.Н.


Пособие по наиболее сложному разделу курса (письменным гармонизациям) предназначается для учащихся музыкальных училищ и студентов консерваторий. Состоит из задач и методических пояснений к ним. Наряду с широким разносторонним показом аккордов диатоники в пособии значительное внимание уделяется теоретическим вопросам, связанным с отдельными разделами курса.

Предисловие

«Курс гармонии, в задачах» является пособием по наиболее важной и трудной в этой дисциплине форме работы — письменным гармонизациям. Пособие рассчитано на учащихся теоретико-композиторских отделений музыкальных училищ и студентов соответствующих факультетов консерваторий; в значительной степени оно может быть использовано и в работе с учащимися-исполнителями.

В предлагаемом пособии изучается гармония диатоники в основных ладах — в натуральном и гармоническом мажоре и миноре (с эпизодическим возникновением аккордов мелодического минора).

По теоретическим и методическим установкам пособие во многом соответствует самому распространенному в нашей стране «Учебнику гармонии» И. И. Дубовского, С. В. Евсеева, И. В. Способина и В. В. Соколова и может рассматриваться в качестве своего рода дополнения к нему. Вместе с тем в ряде моментов, связанных с практикой письменных гармонизаций, пособие заметно отличается от «Учебника гармонии».

Шире или по-иному трактуются в данной работе трезвучия VI и III ступеней, малоупотребительные септаккорды, аккордика натурального минора. Наряду с секстаккордами V и III ступеней введены аккорды ступени с секстой, септаккорд VII ступени с квартой и нонаккорд IV ступени. С дополнениями и уточнениями рассмотрены приемы соединения трезвучий, разрешения септаккордов, скачки в мелодии, перемещения, гармонизация интонации из звуков септаккордов. Изучаются свободное изложение аккордов и полнее, чем обычно, обороты с проходящими гармониями и отмеченные неаккордовые звуки.

Некоторые особенности планировки курса гармонии в пособии объясняются стремлением автора сочетать систематический и концентрический методы изложения. В каждом из трех разделов пособия представлена группа средств и приемов, связанных между собой по тем или иным общим признакам, причем каждый последующий раздел так или иначе развивает материал предыдущего.

В первом разделе рассматриваются трезвучия I, IV и V ступеней (включая их обращения), а также относительно несложные средства, которые являются «сквозными», то есть применяются на всем протяжении курса или значительной его части. К, ним относятся простейшие кадансовые аккорды (V7, К, II и трезвучие VI ступени в прерванном кадансе), гармонический мажор, отмеченные неаккордовые звуки и свободное изложение аккордов.

Во втором разделе изучаются более сложные аккорды с яркими нетоническими ладовоцентрализующими свойствами: доминантовые — секстаккорд VII, септаккорды V и VII2, нонаккорд V ступени, трезвучие и септаккорд V ступени с секстой, септаккорд VII ступени с квартой, затем субдоминантовые — трезвучие и септаккорд II ступени.

В третьем разделе даны остальные аккорды диатоники, в большинстве с менее яркими нетоническими ладовоцентрализующими свойствами. К этим аккордам относится, в частности, трезвучие VI ступени, внекадансовое применение которого рассматривается, тем самым, позже, чем обычно. В задачах последнего раздела заметнее выражена функциональная переменность (иногда и ладовая переменность) и возникают элементы диатоники, названные в пособии свободной.

Многие темы пособия, будучи по тому или иному признаку связаны с соседними, образуют группы из двух-трех или даже четырех тем: например темы, в которых изучаются различные приемы использования септаккорда V ступени или диатонически усложненные аккорды V и VII ступеней. В конце некоторых из таких групп в виде дополнения даны задачи, сочетающие трудности этих тем. Пройденный материал обобщается в гармонизациях и в конце каждого раздела. Задачи предпоследней темы — «Применение всех аккордов диатоники» и в известной степени последней — «Гармонизация старинных русских народных песен» являются обобщающими и для всего пособия.

Некоторые из тем «Учебника гармонии» в пособии отсутствуют. Так, например, не выделены в самостоятельную тему скачки терций, которые даны в качестве одного лишь из частных случаев скачков при соединении различных аккордов, изучаемых в первом разделе. Не рассматриваются особняком соединения двух секстаккордов: автору представляется более целесообразным, чтобы учащийся начиная с первых гармонизаций при участии секстаккордов руководствовался в выборе баса соображениями, вытекающими из самой специфики изучаемых средств, а не временными и несколько искусственными ограничениями. Отсутствует в виде отдельной темы и гармонизация фригийского тетрахорда. Приемы гармонизации нисходящего верхнего тетрахорда, натуральных видов мажора и минора в связи с более подробным изучением аккордов, которыми гармонизуется этот тетрахорд, «рассеяны» по нескольким темам третьего раздела.

Сочетая черты и задачника, и учебника, пособие не претендует на исчерпывающее изложение курса гармонии либо отдельных его тем.

Теоретический текст выполнен в довольно свободной форме, в зависимости от того, как освещена та или иная тема в «Учебнике гармонии»: в одних случаях в виде кратких замечаний, в других —более обстоятельно.
Автор отказался от иллюстраций в виде примеров из музыкальной литературы (не считая двух обработок русских песен в образцах гармонизаций). Поскольку речь идет о легко воспринимаемой на слух классической гармонии, многочисленных схематических примеров оказывается достаточно, чтобы уяснить рассматриваемый материал.

Гармония усваивается тем органичнее и глубже, чем в большей степени в ее изучении отражена практика художественного музыкального творчества. Поэтому, следуя положительному примеру «Учебника гармоний», автор пособия стремился к стилевой и жанровой направленности многих задач, к расширению круга применяемых в них интонаций.

Значительное внимание уделяется в задачах стилевым особенностям русского народного песнетворчества и непосредственно связанной с ним русской профессиональной музыки, что в практике учебных гармонизаций отражено еще далеко не достаточно. Постепенное накопление соответствующих элементов мелодики, метроритма, гармонии и синтаксиса приводит к возможности гармонизации предлагаемых в последней теме пособия старинных русских народных песен.

Задач на бас в пособии немного: для приобретения элементарных навыков в употреблении аккордов, по убеждению автора, они мало эффективны. Гораздо больший интерес представляют такие задачи в качестве одной из форм гармонических сочинений, однако и эта их роль, в силу трудности заданий ярко выраженного творческого характера, достаточно ограничена.

Автор рекомендует, следуя его опыту, в целях лучшего усвоения материала пособия, частично использовать задачи и в курсе сольфеджио (имеются в виду и образцы гармонизаций, и гармонизации, выполненные педагогом, ведущим дисциплину).
Автор
SoundMain
Скачивания
389
Просмотры
2,260
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху