- Автор книги
- Закревский Ю. А.
От автора
Перед каждым кинолюбителем, создающим звуковой фильм, возникает задача решения звукового образа. Вопросам выразительных возможностей звука в кино и посвящена данная книга. По сравнению с первым изданием, в котором автор уделял внимание роли музыки, шумов и речи, настоящее издание несколько переработано и расширено практическими вопросами по созданию звукового любительского фильма.
Книга предназначена для кинолюбителей, звукооформителей кино и телевизионных передач, а также для читателей, интересующихся искусством звукового кино.
Искусство кино молодо и сейчас.
И, конечно, за десятилетие, прошедшее со времени первого издания книги, в жизни кинематографа произошло немало значительных событий.
Существенно изменилось отношение к звуковому строю фильмов, это особенно заметно в наших кинолентах, отличающихся новизной художественной формы. Причем серьезное, творческое отношение к звуку можно наблюдать во всех жанрах кино.
Особое внимание уделяется звуку, подчеркивающему достоверность событий (шумы и репортажно записанные диалоги) в документальном и научно-популярном кинематографе. И все-таки автор решил не переписывать книгу заново. И вот почему.
Основные принципы звукозрительного решения фильмов не очень то изменились с времен творческих работ С. М. Эйзенштейна и В. И. Пудовкина. Только теперь их рассуждения и мысли стали все чаще и зримее входить в ткань фильмов, Второе издание книги предназначено для кинолюбителей. Но следует ли из этого, что нужно идти на упрощения? Вряд ли. Более того, автор полагает, что многие замыслы профессиональных режиссеров и звукооператоров, не осуществимые в силу ряда условий кинопроизводства, могут быть осуществлены в работах кинолюбителей. Ибо они имеют большее право на эксперимент. Можно возразить: право-то есть, а возможностей маловато и техника не позволяет. Но разве такие открытия, как крупный план, монтаж, замедленная и ускоренная съемка, стоп-кадр и т. п., были сделаны благодаря совершенству кинотехники?! Скорее, наоборот: многие кинематографические «находки» появлялись тогда, когда «техника подводила».
Итак, автор заменил ряд примеров из фильмов 50-х годов новыми — из кинолент последних лет—и дополнил некоторые главы-очерки (особенно о звуке в неигровом кино).
В книге почти не затрагивается техническая сторона создания звукового ряда фильма. Об этих важнейших вопросах подробно рассказывается во втором издании книги Н. Панфилова «Звук в фильме», вышедшем также в серии «Библиотека кинолюбителя» (М., «Искусство», 1968).
Автор выражает признательность звукооператорам Л. Канну, А. Камионскому и Я. Харону за высказанные ими советы и пожелания, а также работникам кабинета истории кино Всесоюзного государственного института кинематографии, оказавшим содействие в ознакомлении с кино периодикой 30-х годов.