Сборник включает задачи по гармонии Ю. Н. Холопова, созданные им на протяжении многолетней преподавательской деятельности в Центральной музыкальной школе и в Московской консерватории. Методические принципы автора обрисованы во вступительной статье И. Старостина. Издание адресовано преподавателям специального курса гармонии в среднем звене, а отчасти и в вузах (спецкурс у музыковедов и композиторов и общий курс на исполнительских факультетах).
Ю. Н. Холопов — преподаватель гармонии в среднем звене
Преподавание и научное исследование были в деятельности Юрия Николаевича Холопова неразрывно связаны. Полагая основным своим делом научно-исследовательскую работу, он, в то же время, с гордостью называл себя «школьным учителем». Его научные изыскания легли в основу существенных преобразований в области преподавания ведущих теоретических дисциплин — гармонии и формы. Вместе с тем, педагогическая работа, несомненно, стимулировала и без того активную мысль ученого: с годами его взору открывалось все больше актуальных научных проблем, которые Юрий Николаевич — вместе с комплексом своих идей — передавал ученикам для дальнейшей разработки. В итоге ему — одному из немногих современных ученых — удалось создать подлинную научную школу.
Не отрываться от музыки — таков был девиз Холопова и в науке, и в преподавании. По его убеждению, «музыка есть та истина, которая составляет содержание теории музыки. Процесс познания этой истины, если он должен быть успешным, непременно имеет дело с интердименсиональностью, курсированием между чувственнообразной стихией искусства и рационально-логической формой научной теории». Свою педагогическую задачу Холопов видел, прежде всего, в воспитании музыкальности ученика, в каком бы возрасте он ни находился. Молодой музыкант, по его мнению, должен научиться понимать музыку «изнутри», подобно композитору.
Наиболее надежным способом приобретения знаний и умений Холопов считал старинный композиторский метод — учиться на примерах живой музыки прошлого и настоящего. Всю жизнь занимаясь самообразованием, Юрий Николаевич многократно проверял этот метод на себе и рекомендовал ученикам.
По всей вероятности, он воспринял его от И. В. Способина, а тот, в свою очередь, продолжил (через своих наставников — Г. Э. Конюса и Р. М. Глиэра) традицию С. И. Танеева. Ведь танеевский призыв «Ищите истины!» означал неустанное самостоятельное изучение классических партитур.
Холопов, воспитавший за свою жизнь множество учеников, отдавал себе отчет в том, что деятельность музыковеда, как правило, не ограничивается наукой, но бывает связанна с преподаванием, редактированием,
лекторской работой, музыкальной критикой. Во всех этих сферах необходимы и теоретическая оснащенность, и полноценный музыкантский опыт. Русскую традицию обучения музыковедов в консерваториях Холопов полагал исключительно полезной: именно крепкая практическая база в сочетании с широкой эрудицией формируют настоящий музыкальный профессионализм. По-этому он всегда ратовал за современный научный уровень преподавания базовых теоретических дисциплин — гармонии, полифонии, формы.
В научном наследии Холопова методические аспекты зачастую настолько тесно соприкасаются с собственно научными, что разделить их не представляется возможным. Например, разработка универсального метода познания разных систем гармонии (на основе принципа «центрального элемента») в равной мере представляет и научное, и методическое открытие. Единовременное изучение гармонии и формы, понимание гармонии как внутренней структуры музыкальных форм — также достижение и научного, и методического порядка. Алгоритм гармонического анализа песенной формы, предлагаемый Холоповым, — это и подспорье для начинающих, и — одновременно — прямой путь к пониманию художественной ценности музыки. Не случайно фундаментальные научные труды Юрия Николаевича сочетают в себе черты исследования и учебного пособия. Таковы: «Задания по гармонии» (1976; издание 1983), «Гармония. Теоретический курс» (1983, издание 1988), «Гармонический анализ», в 3-х частях (1986; издание 1988–2009), «Гармония. Практический курс», в 2-х частях (1984; издание 2002).
Работ, специально посвященных методике преподавания гармонии, у Холопова не так много. С одной стороны, это статьи научно-методического содержания, с другой — немногочисленные, но концепционно важные разработки в жанре учебных программ и планов. Назовем здесь следующие работы:
• Современные задачи. О музыкально-теоретическом образовании композиторов. [Статья 1978 года] // Советская музыка. — 1982. — No 2. — С. 72–77;
•Тематический план специального курса гармонии в среднем звене (ЦМШ — классы 9–11; училище — соответствующие курсы) // Проблемы преподавания гармонии в музыкальном училище. — Ростов-на-Дону: РГК, 1997. — С. 6–12;
•Гармонический анализ. Методическая разработка к курсу гармонии (для теоретических и исполнительских отделений). (В соавторстве с В. С. Ценовой) // Проблемы преподавания гармонии в музыкальном училище. — Ростов-на-Дону, 1997. — С. 13–72;
•Ступени и функции, или как определять гармонию // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 1. — Ростов-на-Дону, 2002. — С. 106–121;
•Современная гармония. Программа курса и методическое пособие по специальности 0504 «теория музыки». Повышенный уровень среднего профессионального образования. — М., 2002. — 69 с.;
•Гармония. Программа-конспект специального курса для историко-теоретических факультетов музыкальных вузов. — М., 2005. — 119 с.
Помимо этого, в архиве Холопова сохранился огромный массив разного рода методических материалов: проспекты учебных пособий, конспекты лекций, методические заметки к отдельным занятиям, около двухсот гармонических задач (которые и составили содержание данного сборника), несколько десятков трехголосных диктантов, множество образцов для упражнений за фортепиано.
Безусловную методическую значимость имеют ученические конспекты, в которых отражены занятия Юрий Николаевича по гармонии в ЦМШ: лекции, практические задания и комментарии к ним. В перспективе было бы целесообразно опубликовать все многочисленные методические заметки Холопова. Немалую ценность также представляют работы учащихся, в разные годы проходивших у него спецкурс гармонии, которые их учитель сохранял в течение многих десятилетий.
Уже в школьном курсе гармонии Холопов опирался на важнейший в его концепции принцип историзма. Одна из серьезных методических проблем, с этим связанных, заключается в том, какая мера стилевой конкретизации уместна в среднем звене. В принципе ясно, что на начальном этапе допустима лишь умеренная глубина «стилевого погружения». В первую очередь, это обусловлено необходимостью дать учащимся крепкую «технологическую» базу. Представление о разных стилях на этом этапе не определяет учебный процесс, а скорее «вкрапливается» в него. Судя по лекционным материалам учеников Холопова в Центральной музыкальной школе, уже на самом начальном уровне Юрий Николаевич обращал внимание на то, что в классе изучается не «гармония вообще», а гармония венского классицизма, прежде всего — Бетховена (в качестве примеров для анализа и образцов для собственных работ предлагались фрагменты из ранних сонат Бетховена). Со второго семестра первого года обучения и до конца школьного (училищного) курса освоение теоретических понятий, выработка практических навыков и ознакомление с историческими стилями идут параллельно. Анализ обычно связан с разными гармоническими стилями, в то время как игра и основной массив письменных заданий стилистически более однородны и непосредственно следуют за школьным (училищным) учебным планом: это дает ученикам возможность должным образом усваивать «инструктивные» правила, но не считать их единственной композиционной нормой.
Отечественная методика школьного преподавания теоретических дисциплин изначально всецело ориентирована на практику, так как элементарная теория и сольфеджио в школе являются, по сути, единым предметом: гаммы, интервалы, аккорды и их разрешения из конспектов по теории тут же переходят в разряд сольфеджийных упражнений. По этому поводу Способин говорил: «Знаю — это значит: строю на рояле, слышу, пишу на бумаге, пою». Единство сольфеджийных и теоретических навыков на первых порах, как правило, сохраняется и в училище. Однако в области гармонии практическое умение зачастую начинает отставать от теоретических познаний: то, что сравнительно легко пишется на бумаге, иногда с трудом воспроизводится на инструменте. Зная о подобных трудностях, Холопов (вслед за Способиным) придавал гармоническим упражнениям по игре исключительно большое значение: импровизация, по его мнению, это прямой путь к интонационному постижению музыки. Весь изучаемый по гармонии материал должен свободно «озвучиваться» за фортепиано. Поэтому с первых же уроков гармонии в IX классе ЦМШ Юрий Николаевич давал весьма обширные задания по игре (анализ как более «взрослая» форма работы появлялся не сразу, а спустя примерно месяц после знакомства с предметом гармонии). Однако во избежание «спортивного» подхода к их выполнению, он всякий раз требовал, чтобы элементарные аккордовые последования звучали в темпе и ритме менуэта, гавота или какого-либо иного жанра. В качестве образца можно привести некоторые из заданий по игре, которые в конце 80-х годов предлагались девятиклассникам в первой четверти: