В области музыки, как и в других областях человеческой культуры, существенные особенности и закономерности отчетливо осознаются в процессе изучения их возникновения и дальнейшего развития. Не кто иной как Ленин говорил: «...самое надежное в вопросе общественной науки... не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, так известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».
РАЗВИТИЕ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ.
Многие исследователи пытаются связать проблему возникновения музыки с какой-то единой первопричиной. Это спорно. Более вероятно, что было несколько истоков из которых развились первые элементы музыки. Одним из первоистоков музыки были крики и шум, связанные с охотой. Так, в коллективных облавах австралийцев на кенгуру загонщики с криком гнали стадо в ту сторону, где заранее устраивали засаду. Однако возможны были и иные пути возникновения зачатков музыки. Зачатки музыки могли возникнуть и в крайне немногочисленных племенах собирателей-охотников, которые небольшими группами пробирались сквозь заросли и скалы, чтобы найти себе пищу. В таких условиях не было места для больших коллективов.
Вот обычный факт в трудном и опасном промысле добывания мёда из ульев крупных горных пчел у племени ведда. Цепляясь за петли раскачивающейся над пропастью лесенки из лианы, задыхаясь от дыма костров, разложенных у подножья скалы, резак меда отбивается от роящихся огромных пчел (укус которых ужасен) и в эту требующую напряжения всех жизненных сил минуту... поет напев, который, по убеждению ведда, должен обеспечить успех.