ОТ РЕДАКТОРА
Сборник «Вопросы музыкальной формы» составлен из работ молодых музыковедов-теоретиков. Имена некоторых из них известны по журнальным и газетным изданиям, на страницах же научных сборников они в большинстве своем появляются впервые.
Тематика публикуемых статей очень разнообразна, охватывая музыку от (Скарлатти, Бетховен, Чайковский) до наших дней. Такое разнообразие свидетельствует о широте научных интересов советской музыкопедческой молодежи, активно занимающейся изучением прошлого и современных музыкальных явлений, Несмотря на то, что авторы сборника принадяежат к разным музыковедческим школам и получили образование в различных консерваториях Советского Союза (Москва, Ленинград, Рига, Львов), их объединяет
общность взглядов на искусство, приверженность реалистическим его принципам. Не менее важно и единство исторического подхода к исследуемым явлениям, который во всех статьях ведет к обрисовке исторической перспективы, к постоянным экскурсам в историю музыкальных форм, ссылкам на взаимосвязанные явления и т.д. При всем этом работы носят музыкально-теоретический характер, обогащая теорию музыки новым рассмотрением известных произведений и вводя в научный обиход явления, еще не нашедшие теоретического описания.
Публикуемые труды разнообразны и по охвату музыкальных форм: сонатной (старинной и классической) и сонатно-циклической, варнационной, вокально-циклической. Во всех случаях музыкальная форма рассматривается динаминчески, как процесе тематического развития, раскрывающий содержание музыки,
ее жанровые истоки и их трансформацию. В такой трактовке сказываются лучшие традиции асафьевского учения, обогащаемого новыми теоретическими положениями и расширяемого новыми объектами исследования.
Актуальность разработки теории и истории музыкальных форм весьма велика, свидетельством чему может служить дискуссия, проводившаяся журналом «Советская музыка». Музыкальная форма, использующая и преобразующая традиции классической и народной музыки, властно ведущая слушателя по путям развития содержания, — такая музыкальная форма должна пропагандироваться нашими теоретиками. Молодые музыковеды смело берутся за решение этой задачи. Нужно пожелать им творческих успехов.