- Автор учебного пособия
-
- Вологдин Э.И.
Учебное пособие по аудиотехнике для вузов. Рассмотрены физические и математические основы оптической, магнитной и магнитооптической звукозаписи с использованием импульсно-кодовой и сигма дельта модуляции. Особое внимание уделено анализу ошибок квантования, их спектру и звучанию. Приводится сравнительный анализ технологий записи Dithering, Noise Shaping, Super Bit Mapping и Oversampling, а также описание методов корректирующего и канального кодирования. Рассмотрены стандарты записи CD, CD-R, CD-RW, Super CD, DVD-Audio, Blue Ray, HD-DVD, DASH, DAT и Mini Disk, а также стандарты на цифровые звуковые интерфейсы.
1. Системы, стандарты и форматы цифровой звукозаписи
В радиовещании звукозапись производится в процессе подготовки, монтажа и архивации речевых и музыкальных программ. Звуковая программа может быть в виде одного канала (моно), это речь диктора, чтение стихов и любой разговорный жанр. Чаще используются два канала (стерео), это большинство музыкальных программ. В системах цифрового радиовещания число каналов может быть до 6..8, что обеспечивает пространственное звучание.
Нередко при первичной записи оркестровой музыки возникает необходимость одновременной записи отдельных музыкальных инструментов и тогда число записываемых звуковых каналов достигает 24…48, а иногда и больше. Звуковые каналы могут записываться по отдельным дорожкам или в одной с использованием временного уплотнения.
Запись звуковых сигналов осуществляется на движущийся ленточный или дисковый носители, имеющие специальное покрытие для регистрации звуковой информации в цифровой форме. В процессе записи в покрытии носителя происходят химические, магнитные, оптические или другого рода физические изменения, формирующие дорожку фиксированной ширины которые несут информацию о звуке. Такая дорожка называется цифровой фонограммой.