PDF - Вендеров М.И. Звук в телевизионной программе | Soundmain
Вендеров М.И. Звук в телевизионной программе

PDF Вендеров М.И. Звук в телевизионной программе Л.: 1988. — 56 с.

Автор учебного пособия
  1. Вендеров М. И.
2019 05 07 16 11 17


В основу учебного пособия положен материал лекций, которые читались студентам режиссерского факультета ЛГИТМиК. Пособие дает представление о принципах звукового оформления телевизионных программ различных жанров.

Большое внимание в пособии уделено основам звукорежиссуры, роли речи, музыки, шумов и монтажа и создании музыкального образа, методике работы, основам технологического процесс;! записи и воспроизведения звука.

ВВЕДЕНИЕ

Еще в 1946 году С. Эйзенштейн пророчески определил свое отношение к телевидению: «...перед нами как реальность стоит живая жизнь в чуде телевидения, уже готовая взорвать еще не до конца освоенное и осознанное опытом немого и звукового кинематографа»

Созданные телевизионные сети вместе с системой телепередач через спутники связи охватили территорию с населением •свыше 160 млн. человек.

Вот что сегодня говорит статистика: театральные спектакли по всей территории СССР в течение сезона собирают около 90 млн. зрителей, кинофильмы с кассовым успехом за полгода собирают 60—70 млн. зрителей, а телевизионный фильм или спектакль, показанный по первой программе ЦТ, одновременно смотрят в среднем 80 млн. зрителей. В настоящее время приемная сеть СССР одна из самых значительных в мире.

Наиболее близким к телевидению является искусство кинематографа. И именно с кинематографом приходится сравнивать изобразительные средства телевидения, чтобы выяснить их особенности, их собственные изобразительные и выразительные возможности.

Телевидение, равно как и кино, воздействует одновременно на зрение и слух. При этом сочетание движущегося изображения и звука позволяет полнее и всесторонне показать происходящие события. Телевидение дает информацию о событиях разбивающихся в данный мо'мент, создает «эффект присутствия», доставляя информацию на дом.

Пути телевизионной и кинематографической эстетики во многом сходятся, а иногда и просто совпадают. И кинематограф, и телевидение сходятся в общем процессе развития культуры. Однако телевидение, в отличие от кинематографа, не переживало немого периода. Оно сразу родилось как искусство звуковое, сочетающее в себе зрительный и звуковой ряд.

Появление звука в кино явилось (началось новой эры для этого вида искусства. Ведущие мастера кинематографа поняли, что умело используемый наравне с изображением звук, является сильным средством психологического воздействия на зрителя. Вот что писал в 1929 г. по этому поводу кинорежиссер В. Пудовкин: «Теперь, когда я закончил «Дезертира», — я убежден, что звуковой фильм потенциально является искусством будущего. Это не оркестровое произведение, в центре которого музыка, и не театральный спектакль, где доминирующий фактор — актер: фильм даже не сродни опере. Это — синтез каждого и всякого элемента: словесного, зрительного и философского. В наших 'Возможностях передать мир во всех его очертаниях 'и оттенках в новой форме 'искусства, которое наследует и переживет все другие искусства, ибо оно является высочайшим средством художественного выражения, позволяющим показать сегодняшний и завтрашний день»

И до появления звука, как технического 'изобретения, немое кино всегда тяготело к звуку. Первые попытки использования звука в кино приняли формы музыкального сопровождения фильма. Характер музыкального сопровождения 'Соответствовал действию, происходящему на экране, иногда фильмы сопровождались н звуковыми эффектами.

С момента появления «звуковой дорожки» возникла проблема: звук — изображение. К сожалению использование звука в фильмах, за малым исключением, пошло по линии наименьшего сопротивления — по принципу звукового сопровождения, т. е.что видно, то и слышно. Но слуховое внимание и слуховая память наиболее остро отмечают тот звук, который не иллюстрирует видимое зрителем, а вступает с ним в противоречие. Это положение имеет одинаковую силу как для кинематографа, так и для телевидения.

Подвижность микрофона и разнообразные возможности его использования напоминают свойства камеры. Микрофон слышит больше, чем может услышать ухо, и 'слышит иначе. В звукозаписи нет отдельных кадров. Микрофон улавливает вое, что звучит достаточно громко, чтобы быть услышанным. Однако можно отдельно записать любое количество звуков (музыка, речь, шумы) и в любом сочетании соединить «х в одной фонограмме.

«Так звук, в сочетании со светом, цветом, глубиной 'кадра, его фактурой, тембром, характером движения камеры может оттенять или контрастировать, делать резче или сглаживать многие стороны экранного действия, влиять «а временное и пространственное его восприятие. Многообразие звуковых связей в природе позволяет сочетать в фильме различные звуковые компоненты — музыку, шумы, речь —влияя с помощью звука на пространственную перспективу кадра.

Звук, как и изображение, может быть «общим», «крупным», «средним». Звуковое и зрительное пространство кадра находятся в тесной зависимости, при этом пластическое пространство может соответствовать или не соответствовать звуковому, а крупный план в звуке сочетаться с самым общим планом изобразительным. На этой антиномии звукового и зрительном» пространства и основывается звукопространственная перетек ш ва фильма»

Каждый кадр, взятый (в отдельности, неподвижен, пока он ЛР придет в движение. В звуковом ряде нет ничего похожей*, ибо в нем нет статичных элементов.
Автор
SoundMain
Скачивания
98
Просмотры
1,649
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху