PDF - Сибиряков В. Н. Звукозапись как форма эстетической интерпретации | Soundmain
Сибиряков В. Н. Звукозапись как форма эстетической интерпретации

PDF Сибиряков В. Н. Звукозапись как форма эстетической интерпретации Москва - 2016

Автор учебного пособия
  1. Сибиряков В. Н.
2020 09 03 11 35 21


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. С активным развитием технически опосредованного искусства эстетическая сфера стала активизировать и включать в себя новые феномены. Наряду с такими техническими видами искусства, как фотография и кинематограф, активное развитие получила и художественная звукозапись, которая сформировала к середине XX столетия самобытную фонокультуру со своими закономерностями и ценностями.

Вопрос о философско-эстетическом осмыслении звукозаписи имеет сравнительно недавнюю историю и, как правило, проявляется в неявных, имплицитных формах художественной теории и практики. Поскольку становление звукозаписи шло параллельно с развитием радио, фотографии и кинематографа, взаимно влиявших друг на друга, то вопрос о художественно-эстетическом статусе звукозаписи, так или иначе, обсуждался в профессиональных кругах. Однако если к настоящему моменту проблеме кинематографа и фотографии посвящено достаточно много теоретических, искусствоведческих и философских исследований, то такой научной литературы в области звукозаписи явно недостаточно. Такое положение дел связанно со многими сложностями изучения аудиального канала восприятия, его эстетического осмысления, а также отчасти с доминированием визуальной культуры в современном мире.

О недостаточной разработанности данного вопроса, в свою очередь, говорит и Б. Берт в лекции «Звук за образом» на всемирном конгрессе общества аудиоинженеров, где он акцентирует внимание на том, «…что имеется много документов по технической истории записи звука в кино, но очень мало информации о его эстетической истории – о творческих достижениях, о методах эмоционального воздействия на зрителя, об искусстве создания звукового образа и др.». Актуальность данной темы можно подкрепить также словами австрийского музыковеда К. Блаукопфа, который в своей работе «Пионеры эмпиризма в музыкальной науке» пишет, что «даже сегодня, в эпоху дигитальных методов сохранения звуковой информации, социальноэстетический потенциал фонографии всѐ ещѐ отнюдь не оценен в той мере, какая соответствовала бы идеям пионеров эмпиризма, живших и работавших в дофонографические времена».

Изучение влияния творческой звукозаписи на социокультурную среду представляет значительный интерес для теории искусства ХХ века. Осознание и интерпретация этого феномена в системе философской и эстетической рефлексии, а также его исторических предпосылок дают ключ к пониманию многих явлений в музыкальной науке и культурной реальности в целом. Тем не менее, несмотря на значительный вклад отечественных и зарубежных авторов в исследование звукозаписи, вопрос о ее месте в контексте современных философских исследований и эстетических теорий остается все еще открытым. Все это подчеркивает актуальность данного научного исследования и, соответственно, определяет его предмет – эстетические выразительные свойства звукозаписи.

Степень разработанности проблемы. В данной работе стоит задача рассмотреть эстетический статус звукозаписи и преломленную через нее акустику, которая благодаря техническому прогрессу стала фиксируемой и воспроизводимой, что явилось объектом широких научных дискуссий. Размышления в этом направлении могут привести нас к принципиально новой концепции в интерпретации эстетического статуса акустики, поскольку объект нашего исследования – звукозапись как медиум – обуславливает практики слушания и создает новый звуковой континуум. В данной теме, имеющей междисциплинарный характер, срез нашего исследования будет проходить через область музыки как деятельности по искусственной организации звуков, где звукорежиссура выходит на первый план в качестве сформировавшейся эстетической деятельности, имеющей техническое начало. В данной работе мы будем рассматривать звуки в музыке, систематизируя различные прошлые практики музыкальной эстетики и находя их преемственность в современных теориях, двигаясь от изучения свойств музыки к эстетическим свойствам самого звука.

Поставленные задачи обусловили выборку научных источников, сопряженных с данной темой. Различные исследователи в области фонокультуры и, в частности, звукорежиссуры ставили перед собой во многом только технические и практические задачи, привлекая материалы искусствоведческого, культурологического и социологического характера лишь отчасти. Примерами такого подхода могут быть труды отечественных исследователей по развитию грамзаписей А.А. Шереля, А.И. Железного , а также работа В.Г. Динова , где наряду с техническими аспектами, раскрываются художественные методы звукорежиссуры. Историческим становлением звукозаписи и ее отдельными художественными аспектами и техническими приемами занимались А.М. Лихницкий, Е.В. Дуков, А.В. Тихонов, А.И. Вейценфельд, П.К. Кондрашин и др., работы которых обычно представлялись в узкоспециализированных технических статьях периодических изданий таких, как «Звукорежиссер», «АудиоМагазин». Схожие материалы можно найти в аналогичных зарубежных журналах «Sound On Sound», «ARSC Journal» и др
Автор
SoundMain
Скачивания
31
Просмотры
1,058
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху