- Автор учебного пособия
- Швец С. И.
Введение
Эта книга предназначена для использования в качестве учебного пособия по акустике, психоакустике и электроакустике студентами специализации "Звукорежиссура".
Так уж устроен человек, что один склонен к техническим, точным наукам, а другой – к гуманитарным. У одного – хорошее логическое мышление, а у другого – богатая фантазия и воображение. У одного – хорошая память на логические конструкции, а у другого – хорошая музыкальная память.
При наборе студентов на новый учебный курс часто возникает вопрос, по каким критериям лучше отбирать абитуриентов? С одной стороны, хороший профессионал – звукорежиссёр, безусловно, должен иметь музыкальные способности, музыкальный слух и должен знать нотную грамоту. С другой стороны, при современных темпах развития и усложнения звуковой аппаратуры, звукорежиссёр должен быть и хорошим инженером.
Можно сказать, что современный звукорежиссёр должен быть на одну треть инженером в электронике, на одну треть инженером в акустике и на одну треть музыкантом. Практика показывает, что такое сочетание человеческих качеств встречается не часто. Компромиссным вариантом при подготовке звукорежиссёров может быть повышение степени специализации обучения. Для этого необходимо более тщательно находить те грани теоретических дисциплин, за которые выходить не имеет смысла. Избыточное усложнение теоретического материала может привести к понижению эффективности обучения. Наряду с этим, знание базисных основ акустики, электроники и ряда других специальных дисциплин просто необходимо.
В настоящее время наблюдаются такие тенденции, что огромные возможности современной техники и технологий начинают поглощать и подавлять "живое"творчество. Техника становится всё более сложной и разнообразной. По мере совершенствования звукотехнических приборов и комплексов, значительно повышаются требования к качеству звука. Для полноценной и эффективной работы со звуком требуются высококвалифицированные инженеры по звуку, звукооператоры и звукорежиссёры. Перекладывая "на плечи"компьютера ряд технологических задач, погружаясь в мир реальных и виртуальных кнопок, регуляторов, коммутаторов и других точек взаимодействия с комплексом звукотехнического оборудования, музыканты, совместно со звукооператорами или звукорежиссёрами, часто теряют "живую"связь с произведением, теряют его "душу".
Однако я бы совершил большую ошибку, если бы отверг преимущества научно-технического прогресса и, сопутствующие ему, новые технологические возможности. Всё хорошо, если "... грамотно, со вкусом и в меру". Как это ни парадоксально, чтобы не злоупотреблять избыточными возможностями техники, а использовать её гармонично и эффективно, необходимо иметь весь комплекс знаний по вышеназванным дисциплинам. Всё это определяет более высокие требования к подготовке специалистов данной профессии.
Главной причиной, побудившей меня взяться за написание этой книги, является отсутствие специализированного учебного пособия, которое соответствовало бы перечисленным выше требованиям.
Надеюсь, что оно будет полезно звукооператорам, звукорежиссёрам и инженерам по звуку.