doc - Садкова О.В. Музыкальная акустика. Конспект лекций: Учебное пособие | Soundmain
Садкова О.В. Музыкальная акустика. Конспект лекций: Учебное пособие

doc Садкова О.В. Музыкальная акустика. Конспект лекций: Учебное пособие Нижний Новгород, 2003.- 154 с.

Автор учебного пособия
  1. Садкова О. В.
2019 05 16 15 39 52


Курс лекций знакомит будущих звукорежиссеров, музыковедов, композиторов с основными физическими закономерностями при исполнении и восприятии музыкальных произведений: со способами звукообразования в современных музыкальных, электромузыкальных и электронных инструментах; физическими и музыкальными характеристиками инструментов и певческого голоса, явлениями в области тембра, гармонии и инструментовки; основными характеристиками звуковых волн и их временным и спектральным представлениями; закономерностями распространения, отражения, преломления звуковых волн в концертных залах и наблюдающимися здесь физическими эффектами; психофизиологическими особенностями восприятия звуковых колебаний человеком; основными радиоизмерительными приборами для акустических измерений, а также методами математического моделирования акустических процессов.

ВВЕДЕНИЕ


Музыкальная акустика - наука, которая говорит о цифрах, находящихся в звуках.



Музыкальная акустика, или просто акустика, является областью учения о звуке. Среди различных разделов физики - механики, оптики, учения о теплоте и других - акустика ближе всего соприкасается с механикой, поскольку в основе всех звуковых явлений, которые изучает акустика, лежит одно из механических движений, а именно - колебательное движение.

Ученые ХVIII и XIX столетий - Эйлер, Бернулли, Юнг, Гельмгольц, Релей, Савар, Лиссажу и другие исследовали различные формы колебаний различных источников звука: струн, стержней, пластин, мембран и воздушных столбов, рассматривались процессы передачи звука путем образования волн в твердых телах, жидкостях и газах.

Однако в конце XIX- начале XX в. не было еще достаточной ясности в области учения о звуке. Акустика, как научная дисциплина, переживала в это время период застоя.

Создание хороших музыкальных инструментов составляло «секрет» мастеров-одиночек. Музыкальные инструменты создавались эмпирически, без какой-либо научной базы, концертные и театральные залы в то время строились без учета хорошей слышимости в них. Примечательно, что два акустических прибора - телефон и граммофон были изобретены случайно, без применения теории акустики. Оба прибора быстро внедрились в быт, получили широчайшее распространение, но в течение двух десятков лет оставались на уровне своего первоначального состояния.

Акустика тех дней, опиралась только на механику. Она не могла помочь улучшить качество звучания граммофона, увеличить дальность действия телефона. Лишь с появлением и развитием электротехники, радиотехники и электроники в акустике происходит революционный сдвиг. Примкнув к этим наукам и вооружившись новой методикой исследования, измерений и расчета, акустика быстро разрастается в большую самостоятельную область физики. В ней самой происходит отпочкование отдельных специализированных областей. Рождается электроакустика, музыкальная акустика, архитектурная акустика, гидроакустика, звуколокация, звукометрия, ультразвуковая дефектоскопия, акустоэлектроника и пр.

Музыка - древнее искусство. Как всякая область человеческой деятельности, она развивается, изменяется, усложняется. Музыка - это целый мир, его изучению можно посвятить всю жизнь. Существует множество музыкальных инструментов, и каждый из них звучит по-своему: самый немузыкальный человек легко отличит звук рояля от звука флейты или скрипки, потому что каждый инструмент имеет характерную для него окраску звука (тембр), диапазоны высоты и громкости. Даже одна единственная струна может звучать по-разному в зависимости от того, как она натянута, ударяют ли по ней молоточком, водят смычком или щиплют медиатором, и даже от того, в каком месте струны это делается.

Что такое звук? Чем отличается музыкальный звук от шума? Чем отличаются с точки зрения физики громкие звуки от тихих, низкие от высоких? Почему мы по-разному воспринимаем звуки одной высоты, когда они воспроизводятся разными инструментами? Почему одновременное звучание нескольких нот может быть в одном случае красивым, а в другом - режущим слух звукосочетанием? На эти и другие вопросы может дать ответ учение о звуке - акустика.

Но так ли уж важно знать все это? Ведь музыка ставит своей целью воздействовать на человеческие чувства, вызывать определенные эмоции. Музыка - искусство, обладающее огромной силой. Трудно себе представить, как бы мы жили без музыки. Наука тоже обладает колоссальными возможностями, ее воздействие на окружающую нас действительность более заметно, чем воздействие искусства. Но сфера деятельности и методы науки совсем другие, чем искусства. Так нужно ли поверять «алгеброй гармонию»? Не лучше ли предоставить возможность музыке развиваться по своим законам и не вмешивать в ее прекрасный мир холодный анализирующий разум, способный все понять, но угрожающий убить очарование тайны музыки?

Оказывается, на определенном этапе развития музыки наука становиться необходимой для разрешения насущных проблем музыкального искусства, для существования не только музыкальных инструментов, но и самих музыкальных произведений, а тем самым - для усиления эмоционального воздействия музыки. Музыкальная акустика - необходимость для музыки, а для музыкальной акустики необходима акустика физическая. Познать явление всегда приятно и полезно, и искусство от этого может только выиграть, но не пострадать.

Курс «Музыкальная акустика» ставит своей задачей познакомить будущих звукорежиссеров, музыковедов и композиторов с основными физическими закономерностями при исполнении и восприятии музыкальных произведений:

с физическими и математическими основами равномерно темперированного строя;

с физическими и музыкальными характеристиками музыкальных инструментов и певческого голоса, явлениями в области тембра, гармонии и инструментовки;

со способами звукообразования в современных музыкальных и электромузыкальных инструментах;

с основными характеристиками звуковых волн и их временным и спектральным представлением;

с закономерностями распространения, отражения, преломления звуковых волн в концертных залах и студиях и наблюдающимися здесь физическими эффектами;

с психофизиологическими особенностями восприятия звуковых колебаний человеком;

с особенностями звукозаписи музыкальных инструментов и ансамблей;

с основными радиоизмерительными приборами и методами проведения акустических измерений, а также методами математического моделирования акустических процессов.
Автор
SoundMain
Скачивания
187
Просмотры
3,835
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху