PDF - Римский–Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии | Soundmain
Римский–Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии

PDF Римский–Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии 20-е издание 2014г.

Автор учебного пособия
  1. Римский–Корсаков Н. А.
Large rimskiy korsakov prakticheskiy uchebnik garmonii muzgiz 1952 1609361


В большей части существующих учебников гармонии мы встречаем подробный разбор всевозможных аккордов и их разрешений, ключ к чтению мало кому нужного в настоящее время цифрованного баса, старания объяснить всякого рода гармонические явления, напр., причины, почему запрещаются параллельные квинты, и т. д., но находим мало или почти совсем не находим практических указаний и постепенных педагогических приемов для гармонизации мелодий и хорошего выбора аккордов. То же можно сказать касательно учения о модуляции. Учебники, выставляя как модуляционные средства разные диссонирующие аккорды, обходят главное основание модуляции—сродство строев и общие аккорды. Ознакомившись основательно с таким учебником, ученик все-таки не знает» как приступить к гармонизации мелодии, как сочинить прелюдию в несколько тактов и как применить модуляционные средства. Аккорды, даже консонирующие, выходят у него дико и нелепо, а модуляции звучат жестко и неожиданно; он приходит в отчаяние или приводит в таковое своего экзаменатора от нескладности и бессвязности своей музыкальной речи.


Хотя я убежден, что учебник мой изобилует многими недостатками, но тем не менее склонен думать, что мне удалось изложить приемы гармонизации мелодии и модуляции довольно полно и притом постепенно, переходя от простейших средств к более сложным, в чем я обязан дружескому содействию Анатолия Константиновича Лядова, которому и посвящаю с благодарностью свой труд.

Составляя это руководство, я старался, во 1-х, сделать его по возможности сжатым; во 2-х, приспособить его к прохождению курса гармонии сообразно с тем, как это установлено в настоящее время в С.-Петербургской Консерватории, Придворной Капелле и других музыкальных школах; в 3-х, приспособить его по мере возможности к самообучению. Я снабдил его значительным числом гармонических образцов и задач. Выполнение учеником этих задач должно идти совместно с составлением подобных же задач или примеров собственного сочинения.

Я ограничился в моем учебнике изложением четырехголосного сложения. Паузы, поочередное вступление голосов, имитации, применение мотивов, различные фигуры аккомпанемента—я отношу, с одной стороны, к учению о контрапункте, с другой—к изучению свободного сочинения и форм композиции.

Ученик, приступающий к изучению контрапункта и свободного сочинения, доканчивая курс гармонии, должен быть в состоянии выполнить следующие задачи:

1) Гармонизировать хоральную мелодию строго аккордами
2) Гармонизировать хорал с строгою мелодическою фигурацией в трех нижних голосах, оставляя мелодию неприкосновенною
3) Гармонизировать хорал свободно, с значительным числом диссонирующих аккордов и ложными последовательностями
4) Гармонизировать мелодию, заключающую в себе свободную мелодическую фигурацию
5) Написать модуляционную задачу с постепенными переходами в аккордах
6) Написать модуляционную прелюдию, по возможности в трехчастной форме, придавая голосам, в особенности верхнему, некоторое мелодическое содержание
7) Сделать несколько гармонических вариаций на заданное простейшее предложение

Сверх того, он должен уметь сыграть на ф-п. всякую заданную модуляцию, постепенную или внезапную, в аккордах, а также уметь прелюдировать, преимущественно аккордами (4-голосно) в любом строе, играть всякие секвенции и последовательности.

Ученик, проходящий специально теорию композиции и не слишком отягченный другими музыкальными занятиями, может пройти этот курс в 8 учебных месяцев. Для прохождения такого гармонического курса необходимы: знание элементарной теории, хороший слух, уменье сольфеджировать и угадывать интервалы и игра на фортепиано. Если гармония проходится в качестве обязательного (т. е. музыкального общеобразовательного) предмета,— курс может быть значительно сокращен.

Для большей дешевизны учебника все задачи для решении приложены в конце, внутри же учебника указаны только №№ задач; полагаю, что это не представит ни для кого затруднений.

Н. Римский-Корсаков. С.-Петербург 1886 г.
Купить в Буквоеде
https://lite.lc/Q1bWc
Купить в Лабиринте
salelabirint
Купить в Читай город
https://lite.lc/jcVq0
Автор
SoundMain
Скачивания
331
Просмотры
3,066
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Последние обновления

  1. 20-е издание 2014г.

    Обновлена версия учебника на 20-е издание 2014г.
Назад
Сверху