PDF - Рахманова Н. Н. Звукорежиссура джазовой музыки как стилевой феномен
Рахманова Н. Н. Звукорежиссура джазовой музыки как стилевой феномен

PDF Рахманова Н. Н. Звукорежиссура джазовой музыки как стилевой феномен Нижний Новгород 2016

Автор учебного пособия
  1. Рахманова Н. Н.
2020-09-01_11-24-08.png


Введение

Анализ практического опыта, накопленного за сто лет истории развития звукозаписи, выявил наличие закономерностей, обнаруживающих творческую природу этого вида музыкальной деятельности: индивидуальность звучания фонограмм подтверждает существование различных подходов к созданию виртуального звукового пространства. Более того, существование индивидуального звукорежиссерского стиля эмпирически кажется очевидным, однако научная рефлексия по этому поводу отсутствует.

Весьма объемная профессиональная библиография изобилует работами, в которых рассматриваются различные аспекты техники и технологии звукозаписи. Среди них большинство посвящено вопросам теории звуковых колебаний и музыкальной акустике: «Музыкальная акустика. Учебник» И.А. Алдошина, Р. Приттс [6]; «Пространственный слух» Й. Блауэрт [18]; «Музыкальная акустика» Е. Георгиев [33]; «Акустика помещений» В.В. Давыдов [39]; «Звукофикация театров и концертных залов» Е.Д. Емельянов [44]; «Цифровой звук» П. Кирн [53]; «Звукозапись с микрофона» Ю.И. Козюренко [57]; «Акустика музыкальных инструментов» Л.А. Кузнецов [62]; «Музыкальная акустика» Я.И. Максимов [70]; «Основы звукооператорской работы» В.С. Маньковский [72]; «Акустические основы звукорежиссуры» Б.Я. Меерзон [78]; «Цифровая звукозапись. Технологии и стандарты» В.А. Никамин [87]; «Студия радиовещания и звукозаписи. Методы использования студийного оборудования» А. Нисбетт [90]; «Звукозапись: акустика помещений» Ф. Ньюэлл [91]; «Project-студии: Маленькие студии для великих записей» Ф. Ньюэлл [92]; «Звукофикация открытых пространств» М.А. Сапожков [100]; «Звукорежиссура и запись фонограмм» А.В. Севашко [102]; «Теория звука» В. Стретт [111]; «Стереофония и многоканальные звуковые системы» В.В. Фурдуев [116] и другие.

Вопросам, связанным с изучением звукорежиссуры с позиций музыковедения, до недавнего времени уделялось гораздо меньше внимания – в отечественной литературе есть всего несколько книг, заявляющих о творческой природе звукозаписи, например: «Звуковая картина: Записки о звукорежиссуре» В.Г. Динова [41]; «Аудиоискусство на радио» А.В. Чернышова [122]; «Звукорежиссёр и исполнитель в процессе звукозаписи» Д. И. Гаклина [32]. Но необходимо отметить, что данные труды не обосновывают специфику творчества в звукозаписи с позиций музыковедения или искусствоведения, а лишь констатируют эмпирически очевидный факт наличия творческой составляющей в этой профессии.

Большое значение в становлении понимания звукозаписи как части музыкального искусства имеет сборник статей и интервью «Рождение звукового образа. (Художественные проблемы в звукозаписи, экранных искусствах и на радио)», составленный Е. М. Авербах [99]. Уже в предисловии, написанном Геннадием Рождественским, обосновывается главная мысль книги: звукорежиссерская профессия – профессия артистическая, творческая.

Выдающийся советский звукорежиссер А. Гроссман в своей статье «Художественные проблемы передачи звука» описывает основные аспекты создания звукового образа, к которым он относит: звуковую перспективу, звуковой баланс, передачу динамических нюансов, частотную коррекцию, применение искусственной реверберации и художественный монтаж. Он постоянно обращает внимание читателя на зависимость звукового образа фонограммы от музыкального материала и говорит о творческой природе звукозаписи: «Помимо исполнительской интерпретации в радиовещании и звукозаписи существует звукорежиссерская акустическая трактовка» [99, С.121]. В следующей же статье «Принципы современной звукорежиссуры» И. Вепринцев1 с первых строк заявляет: «Художественная звукозапись – молодое искусство» [99, С.121].

Данный сборник изобилует подобными цитатами, практически все авторы (а среди них не только выдающиеся звукорежиссеры, такие как В. Бабушкин, И. Вепринцев, В. Виноградов, А. Гроссман, П. Кондрашин, Е. Попова, но и – композиторы: М. Дунаевский, А. Шнитке, А. Эшпай) констатируют, что фонограмма несет неизгладимый отпечаток субъективного звукорежиссерского видения музыкального произведения. Однако ни одна из представленных в сборнике статей не предлагает обоснования творческой природы звукозаписи с научной точки зрения.

С момента издания «Рождения звукового образа» прошло уже тридцать лет, и в настоящее время все чаще в статьях, посвященных звукорежиссуре, затрагиваются вопросы креативного использования различных эффектов, (например статья В. Погодина «Сóри за задержку!» [95]) или микшерных консолей (например статья А. Мягкова «Yamaha серия CL» [83]), порой творчеству посвящаются даже целые разделы в статьях о приборах звуковой обработки [55]. Причем все чаще простор для самовыражения обнаруживается в, казалось бы, сугубо технических сферах. Так, например, Игорь Левин, главный исполнительный и технический директор компании Antelope Audio, в своем интервью журналу «Звукорежиссер» говорит: «Я считаю, джиттер может быть использован творчески, как и дизеринг – один из видов шума…» [23]. Безусловно, вопрос, затронутый И. Левиным, весьма дискуссионный, и наверняка многие выдающиеся профессионалы в области звукоусиления и звукозаписи не поддержат его уверенности в возможности творческого использования подобных процессов, по природе своей утилитарных. Однако эта тема весьма далека предмету нашего исследования и интересует нас лишь отчасти: как доказательство нарастающего интереса к проявлению личности на каждом этапе записи и обработки звука.

В связи с этим особую значимость приобретают вопросы, связанные с обобщением накопленного опыта, выведением закономерностей развития творческой звукозаписи и рассмотрением ее как явления стилевого.
Автор
SoundMain
Скачивания
275
Просмотры
3,491
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху