PDF - Раге Ю. Н. Акустические знания в системе музыкального образования: Очерки | Soundmain
Раге Ю. Н. Акустические знания в системе музыкального образования: Очерки

PDF Раге Ю. Н. Акустические знания в системе музыкального образования: Очерки Рязань: Литера М, 2010.-336с

Автор учебного пособия
  1. Раге Ю. Н.
1a3e2d2115e305c091118e9abe299195


Автор книги — Юрий Николаевич Раге, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской консерватории им. П.И. Чайковского — ученик профессоров НА. Гарбузова и С.С. Скребкова. С 1952-го до 1963-го года работал в Лаборатории музыкальной акустики Московской консерватории; затем, в 1952-92 гг. — в ГМПИ им. Гнесиных, где среди других музыковедческих дисциплин 40 лет преподавал и музыкальную акустику. В 1991 г. в консерватории организовал занятия по музыкальной информатике. В Музыкальной энциклопедии и других справочных изданиях им опубликовано свыше 40 статей по акустической теме. В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию и в 1998 г. докторскую; обе — на акустические темы

Аннотация

Предлагаемая книга посвящена проблемам развития музыкальной акустики; одна из них — музыкальность акустики от древнейших времен до ближайшего будущего. Автор считает, что в прошедшем времени акустика как наука по многим причинам не могла быть музыкальной. В настоящее время, после того, как Н.А. Гарбузов, его ученики и последователи, начиная с 1940-х годов, стали разрабатывать теоретическую концепцию зонной природы музыкального слуха, акустика только начинает приближаться к желаемому состоянию — приобретает музыкальность, начинает входить в круг актуальных для музыкантов-профессионалов чисто музыкальных задач.

Музыкальное будущее связывается автором, в первую очередь, с необходимостью понять художественную сущность исполнительского мастерства, с возрастающим стремлением с помощью акустики проникнуть в опыт выдающихся музыкантов. Другая сторона этого будущего более прозаична: она раскрывается во всё расширяющемся использовании информации об акустических явлениях в музыкальных синтезаторах, семплерах, секвенцерах, звукорежиссуре, во все расширяющейся практике электронной творческой деятельности.

Данная книга рекомендуется студентам и преподавателям средних и высших музыкальных учреждений, а также всем, кто интересуется вопросами музыкальных звуков.

©Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2010
©Ю.Н. Раге, 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

Всю свою жизнь музыкант проводит в мире звуков, в кругу образов, ими порождаемых. Он мыслит звуками, творит искусство — прекрасное, гармоничное.

На нервом этапе развития профессиональных учебных заведений музыкальная акустика, наряду с гармонией, контрапунктом, учением о музыкальной форме, инструментовкой, считалась одной из самых главных дисциплин. Так было, например, в Германии в XIX веке, в дореволюционной России и в Советском Союзе в 20-40-х годах XX века. Затем акустические знания стали наполнять различные формы учебной работы, а сам учебный предмет стал исчезать. И в настоящее время в системе учебных музыкальных учебных дисциплин акустика отсутствует. В большинстве учебных заведений — в ДМ 1 1 1, в среднем звене, в высшей школе — такой дисциплины теперь вообще нет в учебных планах. Такова жизнь любых знаний.

Это не означает, что акустические знания вообще перестали быть актуальными в учебном процессе. Наоборот, в скрытом и явном виде ими буквально пропитана деятельность каждого музыканта. Известно, что после выхода в свет ряда учебников, учебных пособий, например, под редакцией профессора Н.А. Гарбузова (1940, 1954), а также проведенных им и его учениками исследований по музыкальной акустике, музыкально-акустические знания вошли во многие курсы методики преподавания игры на музыкальных инструментах. Этот процесс усилился в связи с растущим влиянием концепции зонной природы музыкального слуха, разработанной Н.А. Гарбузовым и получившей развитие в работах его учеников и последователей. Это значит, что знания об акустике остаются нужными каждому педагогу-музыканту, каждому студенту. С развитием исполнительского искусства, исполнительского мастерства музыканты как бы обязаны знать о своем искусстве все больше и больше.

Из разных источников, в том числе из Интернета, где количество акустических знаний стремительно возрастает, музыканты постоянно приобретают необходимые для практической деятельности акустические знания. Но обычно они у них несистематичны. Кроме того, они нередко становятся еще и недоступными. Так, музыкантам вообще не приходится сталкиваться, например, с такими новыми знаниями, которые получили развитие и уже вошли в звукорежиссерскую деятельность, в музыкальные синтезаторы, в музыкальную информатику. Из этого следует, что нужно помочь профессионалам в обретении необходимой информации.

Кажется, что для этого совсем необязательно вводить еще один предмет и в перегруженный без того учебный план. Однако многое свидетельствует, что потребности в систематизированных знаниях по акустике постоянно возрастают; они нужны профессиональным музыкантам. Нужно помочь музыкантам. К выполнению такой задачи мы и приступаем.

Данная в названии книги постановка вопроса, предполагает, по крайней мере, два подхода в решении задач. Первый, самый ожидаемый, — систематическое изложение знаний из сферы акустики для музыкантов, то есть как в обычных, привычных учебниках, или учебных пособиях. Но, поскольку такого предмета нет в учебных планах, необходимо прежде выработать отношения к знаниям. Поэтому нужен другой подход — анализ сложившихся и реально существующих потребностей в музыкальной акустике, в специальных знаниях.

Ясно, что эти подходы не одинаковы по значению. Первый — пассивный. Предполагается, что достаточно обучаемому дать определенную, четко организованную информацию, чтобы они знали, «где, что лежит», — в какой учебной дисциплине, что именно и сколько. И всё сразу наладится!

Второй же — активный; он предполагает выявление ситуаций, «драматургию» процессов, он нацеливает на анализ, — чтобы студенты сами могли выявлять, где прогресс, а где застой, где есть необходимость в знаниях или, наоборот, чувствуется, что они никому не нужны. Именно на этом пути возникает потребность во введении в учебные планы предмета.

Известно, что в современной педагогике все большее признание получают такие установки, в соответствии с которыми ученики, студенты из объекта воспитания должны стать субъектами, то есть у них должно развиваться осознание необходимости получения самообразования, стремление к самовоспитанию, к самосовершенствованию. Их нужно нацеливать на то, чтобы они внутренне принимали или критиковали и даже могли отвергать те или иные знания и идеи. Подобную активную позицию нужно воспитывать и у педагогов; нельзя думать, что студенты и педагоги безоговорочно принимают всё, что есть в учебных планах.

Это — явно прогрессивная позиция. В данной работе избираем второй подход.

Но главное в нашей книге — это критический анализ состояния музыкальной акустики в музыкальном вузе.

Одной из причин отсутствия акустики в учебном процессе является факт: акустика как наука оторвана от подлинной творческой жизни музыканта. Несложные размышления по этому поводу приводят нас к следующему выводу: может быть, специалистам из сферы физики этот факт представляется неверным. Да, фундаментальные знания чрезвычайно важны; но нужно, чтобы акустика всегда учитывала специфику деятельности музыкантов. Наука не может абстрагироваться в поисках законов, не должна создавать свое замкнутое пространство, которое по форме, по способам, логике изложения идеи, оказалось бы чуждым музыкантам.
Автор
SoundMain
Скачивания
55
Просмотры
1,923
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху