- Автор учебного пособия
- Раге Ю. Н.
Автор книги — Юрий Николаевич Раге, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской консерватории им. П.И. Чайковского — ученик профессоров НА. Гарбузова и С.С. Скребкова. С 1952-го до 1963-го года работал в Лаборатории музыкальной акустики Московской консерватории; затем, в 1952-92 гг. — в ГМПИ им. Гнесиных, где среди других музыковедческих дисциплин 40 лет преподавал и музыкальную акустику. В 1991 г. в консерватории организовал занятия по музыкальной информатике. В Музыкальной энциклопедии и других справочных изданиях им опубликовано свыше 40 статей по акустической теме. В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию и в 1998 г. докторскую; обе — на акустические темы
Аннотация
Предлагаемая книга посвящена проблемам развития музыкальной акустики; одна из них — музыкальность акустики от древнейших времен до ближайшего будущего. Автор считает, что в прошедшем времени акустика как наука по многим причинам не могла быть музыкальной. В настоящее время, после того, как Н.А. Гарбузов, его ученики и последователи, начиная с 1940-х годов, стали разрабатывать теоретическую концепцию зонной природы музыкального слуха, акустика только начинает приближаться к желаемому состоянию — приобретает музыкальность, начинает входить в круг актуальных для музыкантов-профессионалов чисто музыкальных задач.
Музыкальное будущее связывается автором, в первую очередь, с необходимостью понять художественную сущность исполнительского мастерства, с возрастающим стремлением с помощью акустики проникнуть в опыт выдающихся музыкантов. Другая сторона этого будущего более прозаична: она раскрывается во всё расширяющемся использовании информации об акустических явлениях в музыкальных синтезаторах, семплерах, секвенцерах, звукорежиссуре, во все расширяющейся практике электронной творческой деятельности.
Данная книга рекомендуется студентам и преподавателям средних и высших музыкальных учреждений, а также всем, кто интересуется вопросами музыкальных звуков.
©Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2010
©Ю.Н. Раге, 2010
ПРЕДИСЛОВИЕ
Всю свою жизнь музыкант проводит в мире звуков, в кругу образов, ими порождаемых. Он мыслит звуками, творит искусство — прекрасное, гармоничное.
На нервом этапе развития профессиональных учебных заведений музыкальная акустика, наряду с гармонией, контрапунктом, учением о музыкальной форме, инструментовкой, считалась одной из самых главных дисциплин. Так было, например, в Германии в XIX веке, в дореволюционной России и в Советском Союзе в 20-40-х годах XX века. Затем акустические знания стали наполнять различные формы учебной работы, а сам учебный предмет стал исчезать. И в настоящее время в системе учебных музыкальных учебных дисциплин акустика отсутствует. В большинстве учебных заведений — в ДМ 1 1 1, в среднем звене, в высшей школе — такой дисциплины теперь вообще нет в учебных планах. Такова жизнь любых знаний.
Это не означает, что акустические знания вообще перестали быть актуальными в учебном процессе. Наоборот, в скрытом и явном виде ими буквально пропитана деятельность каждого музыканта. Известно, что после выхода в свет ряда учебников, учебных пособий, например, под редакцией профессора Н.А. Гарбузова (1940, 1954), а также проведенных им и его учениками исследований по музыкальной акустике, музыкально-акустические знания вошли во многие курсы методики преподавания игры на музыкальных инструментах. Этот процесс усилился в связи с растущим влиянием концепции зонной природы музыкального слуха, разработанной Н.А. Гарбузовым и получившей развитие в работах его учеников и последователей. Это значит, что знания об акустике остаются нужными каждому педагогу-музыканту, каждому студенту. С развитием исполнительского искусства, исполнительского мастерства музыканты как бы обязаны знать о своем искусстве все больше и больше.
Из разных источников, в том числе из Интернета, где количество акустических знаний стремительно возрастает, музыканты постоянно приобретают необходимые для практической деятельности акустические знания. Но обычно они у них несистематичны. Кроме того, они нередко становятся еще и недоступными. Так, музыкантам вообще не приходится сталкиваться, например, с такими новыми знаниями, которые получили развитие и уже вошли в звукорежиссерскую деятельность, в музыкальные синтезаторы, в музыкальную информатику. Из этого следует, что нужно помочь профессионалам в обретении необходимой информации.
Кажется, что для этого совсем необязательно вводить еще один предмет и в перегруженный без того учебный план. Однако многое свидетельствует, что потребности в систематизированных знаниях по акустике постоянно возрастают; они нужны профессиональным музыкантам. Нужно помочь музыкантам. К выполнению такой задачи мы и приступаем.
Данная в названии книги постановка вопроса, предполагает, по крайней мере, два подхода в решении задач. Первый, самый ожидаемый, — систематическое изложение знаний из сферы акустики для музыкантов, то есть как в обычных, привычных учебниках, или учебных пособиях. Но, поскольку такого предмета нет в учебных планах, необходимо прежде выработать отношения к знаниям. Поэтому нужен другой подход — анализ сложившихся и реально существующих потребностей в музыкальной акустике, в специальных знаниях.
Ясно, что эти подходы не одинаковы по значению. Первый — пассивный. Предполагается, что достаточно обучаемому дать определенную, четко организованную информацию, чтобы они знали, «где, что лежит», — в какой учебной дисциплине, что именно и сколько. И всё сразу наладится!
Второй же — активный; он предполагает выявление ситуаций, «драматургию» процессов, он нацеливает на анализ, — чтобы студенты сами могли выявлять, где прогресс, а где застой, где есть необходимость в знаниях или, наоборот, чувствуется, что они никому не нужны. Именно на этом пути возникает потребность во введении в учебные планы предмета.
Известно, что в современной педагогике все большее признание получают такие установки, в соответствии с которыми ученики, студенты из объекта воспитания должны стать субъектами, то есть у них должно развиваться осознание необходимости получения самообразования, стремление к самовоспитанию, к самосовершенствованию. Их нужно нацеливать на то, чтобы они внутренне принимали или критиковали и даже могли отвергать те или иные знания и идеи. Подобную активную позицию нужно воспитывать и у педагогов; нельзя думать, что студенты и педагоги безоговорочно принимают всё, что есть в учебных планах.
Это — явно прогрессивная позиция. В данной работе избираем второй подход.
Но главное в нашей книге — это критический анализ состояния музыкальной акустики в музыкальном вузе.
Одной из причин отсутствия акустики в учебном процессе является факт: акустика как наука оторвана от подлинной творческой жизни музыканта. Несложные размышления по этому поводу приводят нас к следующему выводу: может быть, специалистам из сферы физики этот факт представляется неверным. Да, фундаментальные знания чрезвычайно важны; но нужно, чтобы акустика всегда учитывала специфику деятельности музыкантов. Наука не может абстрагироваться в поисках законов, не должна создавать свое замкнутое пространство, которое по форме, по способам, логике изложения идеи, оказалось бы чуждым музыкантам.