Протопопов В.В. История полифонии. Полифония в русской музыке XVII - начала XX века | Soundmain
Протопопов В.В. История полифонии. Полифония в русской музыке XVII - начала XX века - Вып. 5

PDF Протопопов В.В. История полифонии. Полифония в русской музыке XVII - начала XX века - Вып. 5 Издательство: "Музыка", Год: 1987, 325 с.

Автор книги по теме гармония - теория
  1. Протопопов В.В.
        XVII    XX

"История полифонии" представляет собой цикл авторских монографий, посвящённых западноевропейской музыке.

Пятый выпуск охватывает основные явления истории русской полифонии. Использованы материалы работы того же автора "История полифонии в её важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка", опубликованной в 1962 году. По сравнению с указанным изданием характеристика русской полифонии значительно расширена и существенно дополнена.

От автора

Основой предлагаемого читателю выпуска Истории полифонии ”послужила работа автора ”’Истории полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка” (М., 1962). Однако настоящая книга ограничена рассмотрением произведений только русской музыки, так как советской музыке отводится самостоятельный выпуск ”Истории полифонии”.

Вместе с тем по сравнению с изданием 1962 года характеристика русской полифонии значительно дополнена и расширена в отдельных главах. Подробно изложен анализ партесного многоголосия (вторая половина XVII - первая половина XVIII века) и рассмотрены полифонические формы в музыке второй половины XVIII - начала
XIX века.Расширен анализ полифонии М.Глинкии А.Даргомыжского, отдельная глава посвящена оценке полифонии в трудах и музыке А. Серова, в сочинениях А. Рубинштейна — их творчество было связующим этапом от эпохи Глинки и Даргомыжского к ”Могучей кучке” и Чайковскому. Более приближенно к прежней книге рассматривается полифония в сочинениях композиторов ’”’Могучей кучки”, обладавшая рядом общих моментов, но различавшаяся чертами индивидуальных стилей. Расширены главы о полифонии П. Чайковского, С, Танеева, А. Глазунова, пополнены анализы сочинений А. Лядова и Вас. Калинникова. Введены разделы о полифонии в музыке С. Ляпунова, А. Аренского и других композиторов конца XIX - первых десятилетий XX века. Самостоятельное значение придано главам о полифонии А. Скрябина и Н. Метнера, расширена глава о полифонии С. Рахманинова.

Таким образом, материал настоящего выпуска ”Истории полифонии” отличается от прежней работы автора рядом существенных изменений и дополнений.

Автор выражает признательность кафедре теории музыки Московской консерватории, in corpore обсуждавшей работу на стадии рукописи и высказавшей ряд рекомендаций, которые были учтены при подготовке книги к печати. Автор благодарит профессоров Т. Ф. Мюллера и Е. В. Назайкинского, доктора искусствоведения доцента Д. А. Арутюнова, кандидатов искусствоведения доцентов Н. А. Симакову, И. К. Кузнецова, выступивших с отзывами.

Вводные замечания

Полифония в русской музыке сложилась и развивалась совсем иными путями, чем в западноевропейском искусстве, — по-видимому, она образовалась прежде всего в бесхитростной народной песне протяжного характера и лишь потом перешла в профессиональное творчество. Письменно зафиксированная профессионально-церковная музыка знаменного и других распевов монодийна вплоть до начала XVII столетия, тогда как в народном творчестве к этому времени уже существовал, как считают современные исследователи фольклора, подголосочный полифонический склад. В конце XVI — начале XVII века появляются первые сведения о ”троестрочии” и ”’демественном” многоголосии, то есть, видимо, о полифоничности форм церковной музыки, но как проходило ее исполнение — неизвестно; вероятно, была практика и одновременного пения всех партий (многоголосно), и поочередного каждой из них (унисонно). Единого решения этот вопрос пока не нашел, хотя дебатируется в литературе более ста лет.

Со времени официального узаконения партесного стиля музыки (указ царя Алексея Михайловича о приглашении украинских певчих в Москву от 1652 года) полифония вступает в свои права, монодийность уступает ей место, сохраняясь лишь в отдельных жанрах народно-музыкального творчества и будничной церковной службе. Формы полифонии, принесенные партесным стилем, стали постепенно крепнуть, развиваться, распространяясь в ширь и в глубь музыкальной фактуры; одновременно возникло гармоническое многоголосие, являющееся совокупностью голосов в едином ритмическом движении с главенством одного из них — мелодического. Это послужило началом того великого процесса в русской музыке, который привел к высшим достижениям многоголосия в симфоническом, оперном и камерном искусстве XIX века — золотого вёка русской классики. Русская музыка миновала важный этап, который занял в западноевропейском музыкальном творчестве несколько веков, этап постепенного увеличения числа голосов фактуры (органум, кондукт, дискантус и другие формы), выработки имитационной фактуры, господствовавшей в полифонии строгого стиля (XV — XVI века), и ряда жанровых форм, осуществлявших полифоническое бытие.

Опытным путем С. И. Танеев попытался восстановить данный этап, обрабатывая мелодии русских песен средствами полифонии строгого письма, но это имело лишь тот результат, что сама танеевская музыка приобрела широкие мелодийные формы, а ”русского строгого стиля” не получилось.

Пришедший с Украины партесный стиль, сложившийся там, в свою очередь, под воздействием концертно-полифонических форм музыки польской (а может быть, и других национальностей), уже имел в арсенале
художественных средств имитационное и иное многоголосие, и дальнейшее движение полифонии шло по пути ее совершенствования и придания ей определенного места в композиции. Непосредственное соприкосновение русских композиторов второй половины XVIII века с западноевропейской культурой (обучение в Италии М. Березовского, Д. Бортнянского) позволило использовать ее опыт в области полифонии, в частности в форме и жанре фуги, и тем самым подойти к периоду русской классики. Он связан с именем великого Глинки, нашедшего возможности органического сочетания народно-русской песенности и профессионального много- голосия с западноклассическими формами. Русская полифония встала вровень с западноевропейской и, сохранив свою самобытность, внесла весомый вклад в мировую музыкальную культуру.

Русские классики XIX века — Мусоргский, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков — подняли на новую художественную высоту роль и значение полифонического искусства в таких самобытных формах, которые обогатили симфоническую, оперную, камерную музыку и заняли выдающееся место в истории мировой музыки. Композиторы рубежа двух веков — Танеев, Скрябин, Рахманинов, — многими сторонами своего стиля связанные с предшествующим, дали и то новое, что получило развитие в музыке XX века; Стравинский же определил пути мировой музыки на многие десятилетия текущего века.

Так, русская музыка от скромных форм полифонии в партесном стиле через освоение принципов народного творчества и вековых форм западно-европейского искусства пришла к великим художественным достижениям, оказав мощное влияние на мировой музыкально-исторический и музыкально-стилистический процесс нашего времени.
С 1 по 15 мая на покупку книг от 1000 рублей, действует скидка 20%.
Автор
SoundMain
Скачивания
17
Просмотры
498
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс
Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Сверху