- Автор книги
- Петелин Р. Ю.
- Петелин Ю.В.
От авторов
Уважаемый читатель! Мы предлагаем вашему вниманию очередную книгу о применении персонального компьютера в музыкальном творчестве. В книге рассказывается о работе с FL Studio1 — программой, принадлежащей к чис- лу наиболее популярных средств создания современной музыки. Успех этой программы во многом объясняется тем, что ранние версии Fruity Loops от- личались простотой, столь привлекательной для начинающих компьютер- ных музыкантов. Суть работы с ней сводилась всего к нескольким действиям: нужно было выбрать один из встроенных синтезаторов, записать в пошаговом секвенсоре фрагмент партии ( паттерн), " набить" необходимое количество паттернов и, наконец, указать программе очередность их воспроизведения ( заполнить плей-лист). " Здание" музыкальной композиции оказывалась сложенным из паттернов, как из отдельных " кирпичиков", которые воспроизводились в цикле, превращаясь в " лупы" (loops). Получалось, что разработчики Fruity Loops предлагали пользователям такую технологию создания музыкальных произведений, при которой вполне можно обходиться без знания теории музыки. Во всяком случае, ни о какой записи музыки нотами или заменяющими их графическими символами и речи не было. Вместе с тем, и набор синтезаторов, и набор доступных для редактирования пара- метров синтеза, и сама технология применения программы оказались весьма подходящими инструментами создания музыки с современным звучанием. Ценой относительно небольших временных затрат без особого труда можно было записать электронную композицию, пригодную для воспроизведения, например, на школьной дискотеке. В итоге сформировалось целое сообщество поклонников Fruity Loops.
Однако постепенно появлялись другие программы, основанные на аналогичных принципах. Кроме того, в профессиональных музыкальных редакторах, подобных Cakewalk SONAR и Steinberg Cubase, появились средства для работы с лупами. В свою очередь, разработчики Fruity Loops не останови- лись на достигнутом и продолжали развивать программу.
Результатом такой конкуренции и стала виртуальная студия FL Studio. С ее помощью теперь можно реализовать все основные операции, необходимые для создания музыкальной композиции: записать аккомпанемент, используя встроенные или подключаемые синтезаторы (VST-инструменты); выполнить запись с микрофона; преобразовать спектр и динамический диапазон аудио- сигнала, обработать его эффектами ( применяя встроенные и подключаемые DX- и VST-плагины); свести композицию в стереофоническом формате.
Музыкальную информацию в FL Studio можно представлять в формах, тра- диционных для профессиональных виртуальных студий ( например, в виде отпечатков клавиш и графиков-огибающих).
Программа FL Studio богата самыми разными, в том числе уникальными, встроенными синтезаторами, в которых реализованы довольно непростые для понимания методы синтеза, такие как, например, FM-синтез ( синтез на основе частотной модуляции), RM-синтез ( синтез на основе кольцевой балансной модуляции), гранулярный синтез ( синтез на основе комбинирования коротких фрагментов сэмплов).
Программа FL Studio позволяет в полной мере использовать DX- и VST- плагины ( эффекты и обработки) и DX- и VST-инструменты ( виртуальные синтезаторы, сэмплеры). К ней на правах клиента можно подключать ReWire-приложения. В свою очередь, FL Studio можно подключать к другим музыкальным редакторам ( хостам) в качестве VST- или DX-плагина либо в качестве ReWire-клиента. Программе FL Studio присущи и черты, не очень приятные для пользователя (хорошо, что их мало). С одной стороны, в ней сохранены элементы, характерные для ее давних версий ( пошаговый секвенсор и плей-лист). С другой стороны, появились новые формы представления и редактирования музыки ( редактор отпечатков клавиш). В результате возникает неоднозначность в структуре композиции, сформированной разными средствами, в чем-то дублирующими друг друга. Логика построения и функционирования FL Studio стала довольно запутанной, отличающейся и от того, что было во Fruity Loops, и от того, к чему пользователи привыкли, работая с классическими виртуальными студиями.
Все перечисленные обстоятельства привели к тому, что применять FL Studio на уровне интуитивного восприятия элементов интерфейса стало затруднительно. Теперь нужно понимать и знать многое. А значит, появилась и необходимость в книге, разъясняющей суть работы с этой интересной программой.
Косвенным подтверждением нашего вывода о том, что FL Studio не игрушка, а достаточно сложная в освоении программа, с которой не сразу спра- вятся пользователи " старых" версий Fruity Loops, может служить следующий факт. Задолго до выхода в свет этой книги и книги, посвященной новой версии программы Cakewalk SONAR, мы, как обычно, объявили конкурс, предложив посетителям сайта присылать работы для сборников композиций на компакт-дисках, которыми сопровождаются наши книги. Работы с про- ектами в формате SONAR начали поступать сразу же, и к моменту формирования сборника было из чего выбрать. А вот музыку в формате FL Studio прислал только один автор, и этот конкурс не состоялся.
Заметим, что книга, которую вы читаете, является первой книгой в России, где достаточно полно описана технология применения программы FL Studio, а также подробно разъяснены вопросы, связанные с функционированием синтезаторов, сущностью эффектов и обработок, имеющихся в программе, записью MIDI- и аудиотреков. В отдельных главах опубликованных ранее книг других авторов программа представлена на уровне перевода названий окон, меню и опций. И, конечно, там рассмотрены давно устаревшие вер- сии Fruity Loops.
В предыдущих книгах [1—17] мы познакомили вас с различными версиями программ Cubase SX, Cakewalk SONAR, Cool Edit Pro, Adobe Audition, PG Music Band-in-a-Box, Yamaha Visual Arranger, Cakewalk Pro Audio, Cakewalk Guitar Studio, Cakewalk Overture, Cakewalk In Concert, Cakewalk Audio FX, Music Lab Rhythm'n'Chords, Nemesys Gigastudio, Gigastudio Instrument Editor, Propellerhead Reason, Vienna SoundFont Studio, Midisoft Studio, а также со многими виртуальными эффектами и обработками. С помощью книги [14] вы могли освоить работу: с профессиональными плагинами, входящими в пакет Waves Platinum Native Bundle; с виртуальными синтезаторами HyperCanvas, Super Quartet, Orchestral фирмы Edirol; с синтезаторами, по- строенными на основе физического моделирования электронных уст- ройств — В4 ( орган Хаммонда), Pro-53 (Prophet-5), FM7 (Yamaha DX7); с разработками фирмы Native Instruments — Battery ( драм-машина/сэмплер), Kontakt (высококачественный сэмплер), Vokator (1024-полосный вокодер, синтезатор, сэмплер); с VST-инструментами фирмы Steinberg — Groove Agent ( виртуальный барабанщик), The Grand ( фортепиано с сэмплерным банком более 1 Гбайт), HALion 2 ( высококачественный сэмплер); с V-Station (программный клон аппаратного синтезатора фирмы Novation Electronic Music Systems); с уникальными инструментами фирмы Spectrasonics — Atmosphere ( модуль, ориентированный на воспроизведение пэдов и эмби- ентных звуков), Trilogy ( модуль, ориентированный на воспроизведение ба- сов), Stylus ( модуль, ориентированный на воспроизведение барабанных лупов и ритмических звуков); с DX-инструментом MusicLab Smart Flute DXi, созданным специалистами отечественной фирмы MusicLab, Inc.
Современным музыкантам, профессионалам и любителям, увлеченным гитарой и интересующимся применением компьютерных технологий в музыке, мы адресовали книгу [17], в которой с системных позиций рассмотрели все аспекты компьютерной записи гитарных партий: сущность популярных гитарных эффектов и обработок; один из наиболее приемлемых для пользователя, не знающего нотной грамоты, способов записи гитарных партий на MIDI-трек секвенсора с помощью виртуального грифа и справочной базы табулатур программы Cakewalk SONAR; технологию записи и редактирования " живых" акустической гитары и электрогитары с помощью относительно простой виртуальной портастудии Cakewalk Guitar Tracks Pro. Там же мы подробно описали работу с MIDI-плагином Music Lab Rhythm'n'Chords 2.3 Pro, позволяющим автоматизировать исполнение и запись правдоподобно звучащей партии аккомпанирующей гитары на уровне MIDI-сообщений, рассказали о применении VST-инструментов Virtual Guitarist, Virtual Guitarist Electric Edition, Slayer и MusicLab RealGuitar.
Наши книги позволяют заинтересованным читателям узнать о существовании удивительных программ и не только обучиться работе с ними на начальном уровне, но и постигнуть секреты мастерства.
И по обычной, и по электронной почте мы получаем много писем с конкретными вопросами, предложениями, просьбами. По возможности стараемся содействовать читателям, обращающимся к нам. Прежде всего, мы по- стоянно ищем различные способы помочь увлеченным и одаренным людям опубликовать результаты творчества — музыку и мысли. В свое время удалось организовать регулярный и бесплатный радиоэфир для воспроизведения композиций питерских компьютерных музыкантов. Затем появились помещение для клубных встреч и база для проведения концертов. Позже удалось провести цикл телепередач, в которых, кроме показа работ начинающих авторов музыки, была опубликована серия видеошкол о принципах построения домашней компьютерной студии.
Около четырех лет мы ведем рубрику "Музыкальный ПК" [18—64] на страницах компьютерного журнала " Магия ПК" ( Санкт-Петербург). Мы продолжаем объявлять конкурсы, выбирая работы для сборников композиций на компакт-дисках, которыми сопровождаются наши книги.
Поскольку ответить на все поступающие по почте вопросы физически невозможно, мы поддерживаем сайт PETELIN.RU | Главная | Добро пожаловать!, а на нем — форумы, где каждый посетитель, задав вопрос, с большой вероятностью получит быстрый и компетентный ответ. Какие-то из перечисленных направлений нашей деятельности по популяризации музыкального компьютера со временем теряют актуальность, привлекательность (а иногда и смысл), и мы отказываемся от них, другие — живут и развиваются. И вас, уважаемый читатель, мы приглашаем: присоединяйтесь!