PDF - Осипова В.Д. Полифония: учебное пособие: в 2 ч. – Ч. 1. Полифонические приёмы. | Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей
Приложение
Как установить приложение на iOS

Смотрите видео ниже, чтобы узнать, как установить наш сайт в качестве веб-приложения на домашнем экране.

Примечание: Эта возможность может быть недоступна в некоторых браузерах.

Что нового?
Осипова В.Д. Полифония: учебное пособие: в 2 ч. – Ч. 1. Полифонические приёмы.

PDF Осипова В.Д. Полифония: учебное пособие: в 2 ч. – Ч. 1. Полифонические приёмы. Омск: Изд-во ОмГУ, 2006.

Автор книги по теме гармония - теория
  1. Осипова В.Д.
Снимок экрана 2025-06-25 в 08.26.42.webp.png



Первая часть учебного пособия по полифонии посвящена вопросам изучения основополагающих контрапунктических приёмов, сложившихся в музыке различных эпох и стилей. В качестве определяющей методической задачи выбран аспект обучения студентов навыкам структурного анализа полифонических приёмов.

В пособии соединены признаки учебника, хрестоматии и методических рекомендаций, что позволяет рационально организовать аудиторную и самостоятельную работу студентов, объединив в одном источнике терминологический словарь, методические пояснения и комплекты музыкальных примеров для анализа. В приложениях приведены образцы анализа наиболее распространённых полифонических приёмов, контрольные вопросы, словарь иностранных терминов, рекомендательные списки основной и дополнительной литературы и другой вспомогательный материал.

Предназначено для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях по специальностям 030700 «Музыкальное образование», 053000 «Народное художественное творчество» и др. Может быть использовано в средних профессиональных учебных заведениях, а также для самостоятельного изучения полифонических произведений и форм.

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Полифония», изучение которой предусмотрено Государственными образовательными стандартами подготовки специалистов в сфере музыкального искусства, предполагает в своём составе различные уровни усвоения учебного материала. Среди них три основных: историко-теоретический аспект, выполнение творческих заданий с использованием контрапунктической техники (сочинение), анализ полифонических произведений или отдельных полифонических приёмов. Аналитическая часть курса базируется на двух составляющих – анализе полифонических приёмов и анализе полифонических форм. Первая (анализ полифонических приёмов) концентрирует внимание на технологических задачах: определении приёма и его структурной характеристике. Вторая (анализ полифонических форм), кроме технологических моментов, предполагает выход на наблюдения более высокого плана (формообразующего, образно-стилевого, эстетического).

Анализ полифонических приёмов включает в себя, прежде всего, структурированную характеристику основополагающих элементов полифонической техники с определённой последовательностью действий, с составлением схем, логических таблиц и др. Тем не менее, анализ должен быть подкреплён чёткими теоретическими знаниями и возможностью систематической работы студента с нотными текстами и звучащим музыкальным материалом разнообразного характера.

В контексте высказанных положений представляется перспективным соединение в учебном пособии характерных черт учебника (в форме терминологического словаря), методических рекомендаций студентам и хрестоматии (в виде комплектов заданий для практического анализа фрагментов музыкальных произведений). Три раздела учебного пособия обеспечивают необходимые для аналитической работы уровни (теоретический, методический, практический). В совокупности они содержат учебный материал, из которого может быть выбран тот минимум, который окажется достаточным для технологической характеристики многочисленных контрапунктических приёмов, отобранных художественной практикой на протяжении нескольких столетий. Очевидна и обратная связь: анализ полифонических приёмов способствует эффективному, осмысленному, дифференцированному усвоению теории, пробуждает творческую фантазию музыканта и, в конечном счёте, ведёт к достижению главных задач курса полифонии. Среди них знакомство с различными полифоническими стилями, приёмами, жанрами, овладение специфическим музыкальным языком полифонического сочинения, видение логики полифонического развития не только в учебных примерах, но и в тех произведениях, которые студент будет исполнять как дирижёр и пианист, комментировать как музыкант-просветитель.

Аналитическая работа с музыкальным материалом опирается на широкий круг вопросов, касающихся стиля, эпохи, формы и многих других аспектов. Тем не менее, как частную методику, можно рекомендовать освоение технологического (структурного, в определённой мере схематичного) анализа отдельных полифонических приёмов. Такой анализ не предполагает целостной характеристики полифонического произведения, его задачи в другом. Одна из них заключается в выработке умения быстро определять («узнавать») тот или иной полифонический приём и формулировать характеристику его специфических признаков. Другая задача – в выделении и усвоении тех критериев, которые отличают один полифонический приём от другого и определяют художественную неповторимость каждого из них. Специалистам понятно, что подобный анализ таит в себе опасность некоторого схематизма, ограниченности, формализованного подхода к художественному материалу, к музыке в целом. Но, с другой стороны, он вырабатывает необходимый автоматизм, быстроту реакции, позволяет прочно усвоить своеобразное клише – план анализа каждого приёма, его модель, структурную схему. Поэтому технологический анализ может быть приемлем в учебной практике как эффективный способ подготовки студента к более ответственной творческой задаче – к целостному композиционному, художественно-образному, стилевому анализу музыкального произведения. Навыки технологического анализа могут быть применимы к более глубокой оценке художественной ценности и смысла полифонического произведения.

Теоретический раздел пособия оформлен в виде справочника, терминологического словаря. Достаточно лаконичные статьи содержат определения наиболее распространённых в художественной практике полифонических приёмов и основные сведения о них. Подробные исторические и теоретические материалы не включены намеренно, в том числе материалы о полифонических формах и жанрах, которые явятся предметом изучения во второй части пособия «Полифонические формы». В словаре сосредоточены только те понятия, которые необходимы для технологического анализа, применимы для построения структурных схем. Главная задача терминологического словаря – помочь студенту оперативно найти нужные теоретические сведения, с помощью которых он может подтвердить или, напротив, отвергнуть своё первоначальное определение приёма в конкретном музыкальном примере.

В то же время представляется нелогичным чрезмерное сокращение объёма теоретического материала, излишнего лаконизма в его изложении. Многие студенты не владеют необходимым словарным запасом и знаниями, только в вузе впервые знакомятся с полифонией как с учебной дисциплиной. Теоретическая часть пособия поможет, на наш взгляд, выработать внимание к терминологии, к необходимости «говорить» на специфическом «полифоническом языке». Научная точность теоретических определений, усвоенная студентом, «спасёт» студенческий анализ от «вкусовщины» и возможной беспомощности выводов.

Терминологический словарь, естественно, не повторяет лекционный курс, не придерживается учебно-методической последовательности в изложении материала (статьи расположены в алфавитном порядке). Более подробные сведения о тех или иных проблемах курса, в частности о методике выполнения творческих упражнений на сочинение, можно найти в учебниках и монографиях, рекомендованных в специальном приложении к пособию.

Методический раздел пособия представляет собой рекомендации студентам по анализу приёмов, относящихся к двум основным группам – имитации и сложному контрапункту. В этом разделе теоретические положения рассматриваются в плане их практического использования, определяется последовательность работы студента по проведению структурного анализа. С этой целью даётся перечень параметров, по которым каждый полифонический приём может быть определён и охарактеризован. Дело в том, что некоторые разновидности полифонических приёмов (например, многочисленные виды имитации) имеют сходные признаки. Поэтому важно выделить тот отличительный момент, который поможет узнать полифонический приём среди других. В данном разделе методически прокомментированы разновидности имитации (от простой имитации до канонической секвенции) и основные виды сложного контрапункта (подвижного и обратимого).

Практический раздел пособия представляет собой хрестоматию, составленную из фрагментов полифонических произведений различных эпох и стилей. Здесь помещены несколько автономных комплектов заданий по анализу полифонических приёмов, которые вместе с тем предоставляют многообразные возможности для формирования из подобранных примеров вариантов заданий, ориентированных на музыкальную специализацию студентов, их творческие интересы, на учебные цели, введение игровых моментов в аудиторные занятия и пр.

Справочный материал пособия размещён в приложениях и содержит словарь иностранных терминов, рекомендуемую для изучения литературу, образцы технологического анализа полифонических приёмов, вопросы для самопроверки или контроля знаний студентов.

Нотный раздел пособия достаточно разнообразен по материалу, поскольку включает фрагменты сочинений отечественных и зарубежных композиторов. Диапазон широк по жанрам, эпохам, стилям. Большинство примеров – образцы профессионального искусства, но определённая часть музыкальных фрагментов связана с фольклорным направлением и представляет собой обработки народных песен. Стилевое многообразие примеров не нарушает логику учебных целей, напротив, позволяет многократно, на различных примерах закрепить основное представление о каждом полифоническом приёме. Дело в том, что полифонические приёмы по структурным основополагающим признакам на протяжении столетий оставались довольно стабильными. Определённая трансформация больше касалась музыкального языка, образно-смысловых характеристик, нежели структурной сущности приёма. Поэтому, к примеру, анализ канона, сочинённого в эпоху Ренессанса или венского классицизма, с точки зрения структуры, технологии принципиально мало чем отличается от анализа канона, принадлежащего XX веку.

В подборе художественных образцов акцент сделан на двух наиболее распространённых в композиторской практике приёмах – имитации и сложном контрапункте. Естественно, что эти «родовые» полифонические приёмы даны в своих достаточно многочисленных разновидностях. Приведены примеры на простую и каноническую имитацию, конечные и бесконечные каноны, простые и канонические секвенции. Дифференцированы примеры на сложный контрапункт. Среди них – образцы подвижного и обратимого контрапунктов, различных видов вертикально-подвижного, вдвойне-подвижного, горизонтально-подвижного контрапунктов. В большинстве примеров полифонические приёмы представлены в ясной (учебной) форме, в несложной фактуре, нередко в двухголосном изложении. Музыкальный материал подбирался с учётом музыкальных способностей и исполнительских возможностей студентов: в процессе анализа музыка должна быть сыграна, пропета или внутренне услышана. Наряду с этим отдельные примеры даны в более сложной фактуре или содержат необычные, иногда достаточно трудные для анализа сочетания нескольких полифонических приёмов.

В отличие от традиционных хрестоматий по анализу полифонических сочинений в нотной части пособия нет распределения музыкальных примеров по привычным разделам (простая имитация, канон, бесконечный канон и т. д.). Подобное распределение заранее ориентирует студента на определённый контрапунктический приём, «подсказывает» ему решение, облегчая тем самым учебную задачу. Напротив, в предлагаемых вариантах заданий сосредоточены примеры на все контрапунктические приёмы, изучаемые в учебной дисциплине и рассредоточенные по всему курсу полифонии. Студенту предстоит самостоятельно определить, какой именно приём содержится в музыкальном фрагменте, «узнать» его и по определённым параметрам дать его характеристику. Выбранный методический подход в подборе нотных примеров представляется более рациональным, поскольку в дальнейшем, в частности, в самостоятельной педагогической или исполнительской деятельности студенту предстоит решать именно такие задачи – выделять в музыкальном сочинении известные ему полифонические приёмы, определять их структурно-технологические и образно-смысловые художественные связи.

Пособие даёт возможность применять предлагаемый нотный материал в различных вариантах, предполагает определённую свободу при выборе формы аналитической работы. Педагог может использовать хрестоматию для закрепления знаний и норм анализа одного из пройденных полифонических приёмов. В этом случае из различных вариантов заданий педагог подбирает примеры на данный полифонический приём и рекомендует именно их для анализа в аудиторных условиях, для домашней работы или для подготовки контрольных вопросов. Примеры можно группировать и по другим принципам, например, подобрать фрагменты на различные контрапунктические приёмы из музыки мастеров эпохи Возрождения или из произведений И.С. Баха. Можно проанализировать полифонические приёмы в музыке отечественных композиторов XIX века или современных композиторов двадцатого столетия. Наконец, вполне возможно выделить для анализа примеры в хоровой фактуре или инструментальном изложении, ориентируясь на специальность студента. Пособие позволяет включить в урок игровые моменты, например, путём проведения блиц анализа с участием двух-трёх групп студентов в форме своеобразного конкурса, соревнования.

Таким образом, нотный раздел пособия даёт педагогу возможность компоновать комплекты заданий с определённой учебной или проверочной целью, ставя перед студентом каждый раз новые задачи. Заметим, однако, что варианты заданий, составленные автором учебного пособия, более всего пригодны для работы студента в двух основных формах. Одна из них определяется следующим исходным моментом: студенту предлагается выделить в предложенном задании все примеры на имитацию или сложный контрапункт и охарактеризовать их. Можно несколько сузить задачу – попросить «найти» в предложенном пакете нотных фрагментов примеры на каноническую имитацию, бесконечный канон или другие приёмы. Вторая форма работы над вариантами заданий – итоговая проверка навыков анализа всех пройденных полифонических приёмов. Основная задача педагога и студента в этом случае – проверить, насколько чётко студент ориентируется в сути каждого приёма, насколько быстро узнаёт его, насколько точно характеризует.

Безусловную пользу принесёт озвучивание анализируемых примеров (игра, пение, в идеальном варианте – запись фрагментов с помощью аудиотехники с последующим воспроизведением на уроке). В этом случае опасность «технологизма» в анализе отдельных контрапунктических приёмов будет в определённой мере преодолена.
Автор
SoundMain
Скачивания
6
Просмотры
6
Первый выпуск
Обновление

Оценки

0.00 звёзд 0 оценок

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Приветствуем!

Зарегистрировавшись у нас, вы сможете обсуждать, делиться и отправлять личные сообщения другим членам нашего сообщества.

Зарегистрироваться сейчас!
Назад
Сверху