- Автор книги по теме гармония - теория
- Оськина С.E.
- Парнес Д.Г.
Учебное пособие, направленное на развитие навыков импровизационной гармонизации - умение подбирать, исполнять без подготовки аккордовое сопровождение к мелодии. В аккомпанементе осваиваются трезвучия диатоники, основные и побочные доминантсептаккорды, отклонения и модуляции в тональности первой степени родства. Пособие рассчитано на учащихся музыкальных школ и студентов вокальных отделений колледжей и вузов.
ОТ АВТОРОВ
Цель настоящего пособия — повысить практическую направленность курса гармонии, одной из наиболее трудных в музыкальных училищах и вузах теоретических дисциплин. О том, что такая проблема существует, говорят и многочисленные высказывания в периодической печати. Приведем только два из них. «Где и когда скрипачам и пианистам доведется воспользоваться полученными навыками? Помогут ли заученные правила в повседневной работе? К сожалению, нередко пианист, выполняющий письменно задачу без криминальных октав и квинт, оказывается беспомощным, когда приходится подобрать самый несложный аккомпанемент к песне...»!; «...в результате получается сплошь и рядом, что талантливый, способный студент, даже вполне хорошо умеющий рассказать о строении какой-либо классической формы (скажем, простой трехчастной или пятичастного рондо), оказывается не в состоянии ее выполнить тут же практически, сыграть в элементарной скромной гармонической фактуре»?. Даже учащиеся-теоретики после окончания курса не всегда могут гармонизовать мелодию на фортепиано. Следует, однако, сказать, что некоторые учащиеся, свободно владеющие инструментом, приобретают и навыки игры по слуху. Добиваются этого они самостоятельно, так как методик развития таких навыков не существует.
В наиболее трудном положении оказываются учащиеся и студенты вокальных отделений училищ и вузов. Главная причина заключается в TOM, что вокалисты часто не имеют начального музыкального образования. Другая причина связана с недостаточным использованием на занятиях гармонией их, как правило, отличного музыкального слуха, способности хорошо чувствовать гармонический потенциал произведения. Третья причина — весьма низкий уровень требований: в курсе гармонии для вокалистов изучаются лишь трезвучия и обращения 1, 1V, М (иногда VI и II) ступеней и М, т. е. всего четыре — шесть аккордов, остальные созвучия даются обзорно в плане гармонического анализа. При этом функциональная сущность изучаемых аккордов затушевывается одновременным освоением всех их тесных и широких расположений. Практическая же часть урока сводится к гармонизации «мелодических уродцев»: коротких последовательностей из десяти — пятнадцати нот, даже отдаленно не напоминающих вокальные или инструментальные мелодии.
Все это создает у учащихся впечатление непреодолимой трудности гармонии, снижает интерес к ней, активность на занятиях, заставляет сомневаться в необходимости изучения предмета.
Поскольку для развития у вокалистов практических навыков гармонизации традиционные методы обучения оказались малоэффективными, авторы на основе анализа гармонического содержания более полутора тысяч музыкальных произведений, отечественных и зарубежных курсов гармонии, а также приемов гармонизации импровизирующих музыкантов разработали специальную методику преподавания, учитывающую способности и специфику музыкальной подготовки вокалистов. В процессе работы над пособием были сформулированы и проверены на практике принципы обучения импровизационной гармонизации, введены некоторые новые понятия и термины, ориентирующие обучение на музыкально-слуховую сторону. В отличие от действующего курса, цель которого «...научить разбираться в гармонии и ее выразительных возможностях для более полного и глубокого понимания музыкального произведения», настоящее пособие ориентировано на развитие навыков игры по слуху. Если традиционный курс гармонии обучает построению и соединению аккордов по строго формализованным правилам голосоведения (для исполнения аккорда в общем случае необходимо: установить лад и тональность произведения, ступень тональности отклонения или модуляции, отсчитать ступень, на которой строится аккорд, определить входящие в него звуки, т.е. его структуру, удвоение звуков, выбрать одно из многих возможных расположений), то в настоящем пособии аккорды даны в готовом виде, их не нужно строить. Благодаря этому внимание учащихся направлено на подбор по слуху аккомпанемента. При этом существенно расширяется круг изучаемых гармонических средств, облегчается понимание теоретического материала, подкрепляемого практическим освоением аккордов в аккомпанементе. Предлагаемая методика ориентируется главным образом на развитие присущего человеку от природы внутреннего музыкального гармонического слуха, способности гармонизовать мелодию на инструменте, подключив специфические условные рефлексы. Имеется в виду процесс подбора гармонии к мелодии, базирующийся на эмпирически приобретаемых слуховых и двигательных стереотипах, при которых руки и пальцы проигрывают уже освоенные аккорды, а музыкальный слух отбирает наиболее подходящие из них к данной мелодии. При регулярных упражнениях подбор аккордов выполняется автоматически, как бы непроизвольно, одновременно с прослушиваемой мелодией.
Занятия по предлагаемой методике должны проводиться на уроках по гармонии, где вместо абстрактных гармонических построений учащиеся будут играть последовательности аккордов в форме аккомпанемента K мелодиям вокальных произведений. Это позволяет с первых же уроков гармонизовать сложные мелодии, включающие скачки, не аккордовые звуки, хроматизмы.
Пособие состоит из трех выпусков. Материал первых двух выпусков предназна чается для училищ. Первый выпуск должен осваиваться B пятом —шестом семестрах, второй — в седьмом семестре. Третий выпуск пособия должен применяться в вузах в сроки, установленные для курса гармонии. Тем самым достигается преемственность обучения в системе училище — вуз. Вокалисты — студенты вуза, не имеющие среднего музыкального образования, должны будут освоить все три выпуска пособия по сокращенной программе.
Материал дается в форме уроков с упражнениями для классных и домашних занятий. Это должно помочь педагогу высвободить время для индивидуальной работы с отдельными учащимися — система упражнений позволяет вести обучение дифференцированно в зависимости от способностей и уровня теоретической подготовки учащихся.
Продолжительность классных занятий аккомпанементом — от трети до половины времени урока гармонии.
Помимо развития навыков гармонизации в задачи данного пособия входит:
- расширение объема изучаемых в курсе гармонии средств;
- обучение гармоническому анализу вокальных произведений;
- обучение записи и игре по ней аккомпанемента;
- развитие межпредметных связей гармонии, сольфеджио, специальности (пения) и фортепиано.
Работа по данной методике осуществляется с 1976 года на вокальном отделении Музыкального училища им. М. М. Ипполитова-Иванова. Она показала, что все без исключения учащиеся овладевают навыками грамотной импровизационной гармонизации — легко могут подобрать и сыграть аккомпанемент к заданной мелодии. Получая практические навыки, учащиеся проявляют повышенный интерес к гармонии, активно, творчески, с удовольствием используют время классных и домашних занятий.
Результаты работы с демонстрацией групп учащихся докладывались на кафедрах теории музыки Московской консерватории, сольного пения Музыкально-педагогического института им. Гнесиных, на теоретических конференциях в Москве, Воронеже, Новосибирске, где отмечалась эффективность разработанной методики, были даны рекомендации по распространению накопленного опыта.
Авторы глубоко признательны профессорам Московской консерватории Е. В. Назайкинскому, Ю. H. Холопову, Т. Ф. Мюллеру, доценту А. Н. МясоедоBy, преподавателю И. В. Воронцовой, профессорам института им. Гнесиных З. А. Долухановой, H. Д. Шпиллер, Л. Б. Дмитриеву, преподавателю музыкального училища при Ленинградской консерватории Н. Е. Бинунской за участие в обсуждении работы, ряд ценных замечаний и предложений, которые были учтены в настоящем пособии.