- Автор книги
- Ньюэлл Ф.
Эта книга является переводом на русский язык книги известного акустика-дизайнера Филипа Ньюэлла «Recording Spaces». В книге освещены многие вопросы проектирования и работы студий звукозаписи: планировка студийных помещений, звукоизоляция, акустическая отделка.
Рассматриваются особенности вокальных, каменных, оркестровых комнат, комнат с нейтральной и переменной акустикой. Приведены электрические схемы, диаграммы, рисунки, фотографии. Даны рекомендации по повышению эффективности работы студий звукозаписи.
Книга предназначена для проектировщиков студий, звукоинженеров, продюсеров, владельцев студий.
Введение
Во многих странах Европы звание «инженер» несет в себе известную долю уважения.
Еще бы — оно приравнивается к университетской степени. В этих странах компании грамзаписи очень неохотно именуют тех людей, которые по-английски зовутся «инженерами звукозаписи, эквивалентами этого слова в своих родных языках. Как правило, они пользуются для этого словами, которые переводятся как «техник». Это несколько сбивает с толку при обратном переводе на английский язык, так как слово «техник» предполагает в большей степени роль инженера по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, Компании же не спешат словесно повышать «техников» до «инженеров» отчасти потому, что опасаются, как бы те не потребовали инженерского
оклада. Кстати, часто специалистам из обслуживающего персонала выплачивают даже большую зарплату, чем специалистам звукозаписи, поскольку считается, что те имеют более чаще признанную» профессию, чем последние.
Причина, по которой я начинаю свой рассказ с констатации этого факта, состоит в том, что он хорошо демонстрирует тот путь, который прошла современная индустрия звукозаписи с первых дней своего рождения. Когда звукозапись только-только зарожлалась, она всецело находилась в руках ученых и инженеров, а персонал студий состоял, если. говорить буквально, из «людей в белых халатах», все из которых были отменными специалистами в своем деле. Именно эти люди, как правило, почти безраздельно диктовали то, как должна студия выглядеть, как звучать и как эксплуатироваться. Они уж точно были инженерами в полном и истинном смысле этого слова. Однако их часто просто ненавидели музыканты, горько сетуя на то, что этим людям наплевать на их нужды.
Именно в это время и выковывался термин «инженер звукозаписи» и его эквиваленты в других языках, и это звание сотранило свои позиции в процессе развития индустрии звукозаписи. Правда, с недавних пор такое звание в значительной степени было, заимствовано теми, кого обычно называют «инженерами сведения» — людьми, которые
«держат руки на микшерных пультах». И действительно, они в большинстве случаев как раз и были теми людьми, которые держат руки на микшерных пультах, поскольку политика профессионального размежевания, проводимая профсоюзами, запрещала кому-то еще, кроме них, работать с пультом. При этом звукозапись оставалась сугубо технической сферой деятельности, при которой музыканты редко переступали порог контрольных комнат. Творческая часть работы в основном была сосредоточена по другую сторону окна контрольной комнаты, а из тех, кто представлял собой музыкальную сторону процесса звукозаписи, в самой контрольной комнате находился только продюсер. Музыканты играли, инженеры записывали, а между ними слишком часто лежала пропасть
непонимания интересов друг друга.
Со временем эта пропасть перестала существовать, благодаря главным образом тем инженерам, которые проявляли большее музыкальное чутье и которых очень телло принимали музыканты. А комфортно чувствуютцие себя музыканты и играли лучше тех, которые испытывали дискомфорт. Начиная с 50-х выкристаллизовавшись затем более четко в 60 х, появляется разновидность «персональных» инженеров звукозаписи (сведения), которые тесно сотрудничают со своими артистами и работают с ними на сугубо персональной основе. Подчас им приходится нелегко, так как большинство студий звукозаписи по-прежнему запрещают проводить в них записи инженерам, которые не являются их штатным персоналом, но всегда можно найти и «послушные» студии, где эти новые отношения становятся привычными, Правда, найти «послушные» студии с хорошими помешенияии было еще одной проблемой, поскольку практически все студии проектировались обычным архитекторами и инженерами, и со стороны музыкантов часто звучали жалобы, что к их мнению недостаточно прислушиваются. Почти все в таких студиях было подчинено чисто техническим целям, и только начиная с конца 60-х студии, построенные для музыкантов или при их участи, перестают быть редким исключением.
Однако многие студии, ставящие во главу угла удобства музыкантов, принимались «в штыки» инженерами, которые считали, что есть, мол, определенные технические требования, отступать от которых нельзя ни на йоту, Удачный компромисс интересов по-прежнему был скорее исключением, чем правилом. Однако где-то с 1980 т. когда отчетливые границы между технологией звукозаписи и технологией работы с музыкальными инструментами стали стираться, в роли инженеров звукозаписи начинают часто выступать люди, которые в первую очередь являются музыкантами или уж точно обладают значительными музыкальными способностями. Наконец то начинает исчезать культурное разделение между инженерами звукозаписи и музыкантами, Правда, это новое поколение проявляет больше компетентности в электронике, чем в акустике, Музыка постепевно входит в мир электроники, компьютеров и цифровой обработки сигналов, Многие музыканты и специалисты звукозаписи втягиваются в ту новую сферу, и на какоето время помещения звукозаписи со специальной акустикой остаются невостребованными, за исключением разве что помещений для записи оркестров, озвучения фильмов и некоторых других особых случаев.
Студийный дизайн редко шел в ноту с развитием технологий звукозаписи: успешному ходу эволюционного процесса всегда, похоже, мешали то устаревшие взгляды, то слишком смелые методы работы. Конечно, находилась кучка людей, которые, обладая повышенным чутьем, мастерством и предвидением, могли извлечь пользу даже из неблагоприятных факторов или для каждой записи создать наиболее благоприятную обстановку. Однако
музыкальная промышленность, которая приобрела сейчас уже слишком большое значение как в плане трудоустройства, так и в качестве прибыльной отрасли национальной экономики многих стран, не может по-прежнему полагаться на кучку пусть даже самых одаренных людей. И особенно сейчас, по мере того как мы все больше отходим от того времени, когда многие считали, что электронная обработка звука может решить все акустические проблемы, необходимо как никогда более широкое понимание вопросов студийной акустики. Нам нужно построить больше помещений с хорошей акустикой и построить их нужно прежде, чем будет утрачена большая часть накопленных знаний.
Цель этой книги — обсудить некоторые концепции акустики студийных помещений, а также то, для чего они нужны, как их обустроить и какое влияние они оказывают на качество исполнения музыки и на применяемые методы звукозаписи. Однако в первой главе речь пойдет о звукоизоляционных оболочках, которые в обыденной речи называются просто «звукоизоляцией». Мы увидим, что звукоизоляция и внутренняя акустика помещений — понятия разные. Хотя в какой-то степени они функционально пересекаются....