- Автор книги по теме гармония - теория
- Можжевелов Б.В.
OT АВТОРА
Настоящий сборник предназначается для преподавателей и учащихся музыкальных училищ в качестве практического пособия по гармонизации мелодии. В сборник включены мелодии, которые автор применял в своей работе ¢ учащимися теоретико-композиторского отделения Музыкального училища ЛОЛГК.
Гармонизация в предлагаемом пособии рассматривается прежде всего как форма учебного задания, но автор стремится максимально приблизить эту работу к практической гармонизации, дать возможность учащимся связать гармонизацию с характером и формой мелодии. Особое значение придается мелодической естественности заданий. Поэтому автор попытался, насколько это возможно в рамках учебного пособия с его неизбежными ограничениями и условностями, сделать задания близкими к живой музыке, не только воссоздавая внешние приметы мелодии, но и придавая ей определенный характер, а порой и жанровую направленность. Хотелось бы надеяться, что мелодическая естественность материала позволит преодолеть неизбежные трудности раннего этапа, связанные с предельной ограниченностью гармонических средств, а с другой стороны, поможет избежать чрезмерной запутанности, переусложнения решений в поздних темах.
Объем и направленность заданий соответствуют программе курса гармонии для теоретико-композиторских отделений музыкальных училищ. При этом особое внимание уделено разделам, либо отсутствующим в некоторых пособиях («Мелодико-гармоническая модуляция»), либо тем, в которых необходимо расширить круг приемов (например, в раздел «Энгармоническая модуляция» включено несколько заданий на модуляцию через увеличенное трезвучие).
Последовательность разделов согласуется с принятой в Музыкальном училище ЛОЛГК последовательностью тем теоретического курса гармонии, за исключением отдельных случаев, когда изменение последовательности прохождения материала связано с методическими установками автора. В частности, некоторые изменения объясняются стремлением как можно раньше дать учащимся возможность для мелодизации гармонических голосов (особенно баса). Исходя из этих соображений, изучение темы «Мелодичеекая фигурация» начинается с проходящих нот (поступенность — основа мелодического движения), а не с задержаний. Поэтому же, в отличие от принятого в училище порядка, секстаккорды главных ступеней даются — так же как в программе курса — после главных трезвучий.
Несколько особняком стоит раздел «Гармонизация с применением полифонических приемов», Подобной темы B курсе нет, но для совершенствования гармонической техники и особенно голосоведения применение полифонических приемов может оказаться полезным. Заданий здесь немного, но имеется в виду, что и в других разделах некоторые мелодии допускают применение — хотя бы в незначительной мере — элементов полифонии. Задачи из этого раздела можно предлагать отдельным подвинутым учащимся (композиторам), начиная с темы «Побочные доминанты» и дальше до конца курса в качестве дополнительных заданий.
Внутри разделов задания сгруппированы с учетом наиболее вероятного порядка прохождения каждой темы так, чтобы легко можно было подобрать задания к тому или иному этапу ее изучения и использовать в гармонизации новые приемы, новые средства по мере знакомства с ними.
ВВЕДЕНИЕ
о гомофонии
Прежде чем перейти непосредственно к гармонизации, остановимся на некоторых теоретических лредпосылках, которые помогут уяснить суть процесса гармонизации, вскрыть его механизм.
До тех пор пока учащийся выполняет задачи на построение и соединение аккордов, осваивает кадансы, он находится всфере гармонического склада и имеет дело только с гармоническими закономерностями.
Гармонизация включает в фактуру еще один компонент — мелодию, фактура усложняется — становится гомофонной.
В музыкальной практике гомофонный склад применяется очень широко. Варнанты его построения достаточно разнообразны, но при всем разнообразии конкретных форм построения фактуры в них есть и общее: сосуществование двух различных линий развития — двуплановость. Можно говорить об этой особенности как о специфическом принципе гомофонии.
Особенно наглядно гомофонность проявляется в фактуре, построенной в виде обьединения мелодии с гармоническим сопровождением. В этом случае двуплановость явствует уже из самого рисунка фактуры. Однако этим внешним признаком двуплановость гомофонной организации не исчерпывается. Гораздо более существенно то, что гомофонная двуплановость сочетает линии, разные по своей природе, что здесь одновременно действуют два разных типа закономерностей, что каждому плану развития присущи свои особенности, своя логика. Развиваясь по законам мелодического развития, мелодия опирается на гармоническую основу, гармонический подтекст, «гармонический план», Поддающийся логике гармонических закономерностей, — то есть можно говорить о мелодическом и гармоническом планах развития. Поскольку такая дифференциация гомофонной ткани обусловлена не внешними особенностями изложения, а разной природой главных слагаемых, то вполне естественно, что она имеет место в любых вариантах построения гомофонной фактуры, в том числе и в хоральной фактуре, характериой для задач начального этапа. При гармонизации такая неоднозначность гомофонной фактуры обязательно должна приниматься во внимание. A из этого следует, что одного знания гармонических закономерностей для гармонизации мелодии недостаточно: нужно еще ощутить связь гармонии с мелодией, их взаимное влияние, взаимоотношение мелодии и гармонии в форме — то есть различать оба плана фактуры и считаться с особенностями каждого из них. Другими словами, гармонизация предполагает не только (и не столько) нахождение отдельных аккордов и их верное соединение, но прежде всего выявление гармонического развития, гармонического плана. Собственно говоря, задача гармонизации во многом и заключается в том, чтобы найти наиболее отвечающий характеру и строению данной мелодии гармонический план.
Что же можно сказать о соотношении мелодии и гармонии, развитии в условиях гомофонного склада?
В ансамбле гомофонной фактуры ведущую роль играет мелодия, но тем не менее гармонический план относительно самостоятелен. Самостоятельность его может проявляться прежде всего в наличии собственного ритма развития. В целом движение гармонии обычно несколько замедленно, смена аккордов, а тем более функций, происходит реже, чем смена звуков в Meлодии, хотя иногда на выдержанных тонах мелодии гармония может меняться и чаще.
Гармонический план может вступать позже или раньше мелодической линии — в этом также проявляется его самостоятельность. Как более тяжеловесный, гармонический план естественнее вступает на сильной доле — поэтому затакт часто не гармонируется.
По своему строению гармонический план, независимо от того, противопоставлена мелодия фактурно-гармоническому комплексу или входит в него в качестве верхнего голоса, представляет связную последовательность аккордов. Логика развития гармонического плана сравнительно проста: она основана, главным образом, на функциональной связи аккордов, так что за последовательностью аккордов стоит последовательность гармонических функций. Правда, возможны участки с чередованием нескольких аккордов одной функции (функциональные фазы), вследствие чего скрытая за последовательностью аккордов последовательность функций идет в укрупненном масштабе. В этом случае ритм смены гармонических функций нe совпадает не только с ритмом мелодии, но и с ритмом чередования аккордов.