- Автор книги по теме гармония - теория
- Морих И.Б.
Предисловие
Основная цель современного музыкального воспитания — творческое развитие личности. Достижение этой цели при изучении курса теоретических дисциплин предполагает неразрывное единство двух аспектов — теоретического и практического, фундаментом которых является творческая направленность обучения. Такая постановка вопроса означает, что в процессе изучения теории музыки, гармонии, сольфеджио учащийся не только получает сведения об элементах музыкального языка, но и учится применять их в профессионально-творческой работе (сочинение, импровизация, интерпретация музыки).
Наиболее перспективным, на наш взгляд, следует считать образование, ориентированное на личность. Такое образование не ставит целью определенное формирование личности, не моделирует ее, а создает условия для развития. В этом случае результат образовательного процесса возможно запланировать лишь в количественном отношении: объем знаний учащиеся получают в соответствии с программой, предусмотренной учебным планом. Качественные показатели развития личности: глубина восприятия, степень развития фантазии и воображения, умение самостоятельно работать с музыкальным материалом, артистичность исполнения на сцене — зависят от направленности обучения и способностей (таланта) учащегося.
Образование, ориентированное на творческое развитие личности, предполагает, во-первых, глубокое понимание психологических особенностей ученика и, во-вторых, самосовершенствование учителя и его работу над ростом собственных профессиональных навыков — как в области музыкознания, так и в области психологии.
Музыкальное воспитание, направленное на творческое развитие, строится на основе изучения основных разделов психологии, в особенности связанных со стимулированием продуктивных сторон психики учащихся, влияющих на развитие личности и выявление ее скрытых возможностей. Эти, а также иные проблемы рассматривают в своих трудах крупнейшие ученые-психологи Л. Выготский, В. Давыдов, Б. Теплов, А. Матюшкин и другие исследователи.
Одной из центральных характеристик человеческого сознания является его продуктивность, способность к творчеству. В философской литературе с давних пор встречались высказывания о том, что самым надежным способом развивать творческую самостоятельность мысли, внимание, логичность рассуждения является сочинение (И. Г. Фихте).
В музыке, как и в литературе, человеку важно развивать воображение и научиться излагать собственные мысли. Это поможет ему проникнуть в сложный мир творчества композиторов-классиков и современников, а также свободно оперировать музыкальным материалом в собственной творческой работе. Личность, способная мыслить самостоятельно, понимает музыкальное искусство и свободно ориентируется в нем, умеет ощутить себя не «вне» изучаемого явления (как поверхностный наблюдатель), а как бы «внутри» него (как соучастник процесса). Подобное умение погружаться в удивительный мир представлений и образов обогащает человека и позволяет ему в процессе общения с искусством «считывать» музыкальную информацию, то есть, другими словами, — раскрывать содержание и воспринимать эмоциональную сферу музыкальных произведений, различать их стилевые и психологические особенности.
Умение решать мыслительные задачи требует большого напряжения, но именно эта деятельность является решающей. «Процесс поиска и субъективного открытия нового в различных типах проблемных ситуаций осуществляется как продуктивный процесс. Он может быть описан в элементарных случаях как процесс самонаучения, а на высших этапах — как творческий процесс. Процесс мышления в проблемных ситуациях, осуществляющийся как продуктивный процесс, включает два необходимых компонента: а) обнаружение нового и б) становление психических новообразований, обеспечивающих выявление новых свойств, способов действий, форм психической регуляции и т. п.»
На основании большого личного опыта и сравнения эффективности различных методик преподавания нами сделан вывод о том, что достижение высоких результатов образовательного процесса возможно при использовании на уроках проблемных ситуаций и творческих задач, которые решаются учащимися с помощью педагога. В основе такой методики обучения лежит обращение к продуктивным процессам, необходимым для развития творческого мышления. Коротко эту мысль можно сформулировать так: «Все, что изучаем, применяем на практике, в творческой работе». Введение в практику преподавания творческих заданий - таких как музицирование, импровизация, сочинение, а также исполнение на сцене — является необходимым для формирования творческого мышления.
Какую же роль играет творческое мышление в процессе работы музыканта, в чем его особенности?
Аналогично тому, как и в науке, мышление в музыке реализуется при помощи анализа, синтеза, сравнения, классификации. Однако есть и отличительные свойства, связанные именно со спецификой музыкального искусства. Существенной особенностью творческого мышления музыканта являєтся поиск взаимосвязей замысла (образа) и соответствующих ему средств музы- кального воплощения, то есть звуковой сферы. И в этом оно неразрывно связано с мышлением абстрактным, которое дает возможность уяснить содержание, драматургическое развитие («сценарий» сочинения).
Особо следует указать на роль содержания при создании музыкального произведения. Каким именно должно быть содержание - подробным или детальным, представленным в общих чертах или в виде идеи, характера, настроения, — зависит от воли автора. Совершенно очевидно одно: бессмысленной, ничего не выражающей музыки у хорошего мастера не бывает. А вот в какой мере использовать и как разрабатывать замысел - решается индивидуально. Большое число музыкальных жанров в своей основе содержат тексты (оперы, кантаты, оратории, разнообразные камерные вокальные жанры). В музыкальном искусстве существует множество примеров указаний на содержание инструментальных произведений — от подробных и детальных до заключенных в одном названии или вовсе скрытых автором (что не свидетельствует о том, что оно отсутствует). Кроме того, каждый жанр имеет свою историю, которую требуется знать и расшифровать, чтобы при исполнении не исказить трактовку (это — один из аспектов содержания).
В педагогической практике в целях стимулирования творческого воображения перед учащимися ставится задача выбора темы для сочинения и составления яркой, детально разработанной программы, а затем нахождения адекватных средств и приемов письма для того, чтобы воплотить ее в музыке. Для начинающего музыканта очень важно приобрести умение работать в соответствии с замыслом и разработанной программой — вначале простой, впоследствии более сложной. Какого рода будет «сценарий» (драматургия) музыкального сочинения - решается в зависимости от конкретной ситуации (отдельные примеры приведены в данной книге).
Суммируя вышеизложенное, сделаем вывод, что творческое мышление музыканта проявляется в понимании музыки и е внутренних законов — образной сферы, формообразования, принципов развития, динамики и т. д. В результате специального, направленного на творческое развитие обучения формируется способность личности свободно оперировать средствами музыкальной выразительности, достигается умение понимать стилевые особенности, различать их характерные признаки.
Для того чтобы человек осознал ценность эмоциональных переживаний, которые выполняют важнейшую функцию в музыкальном искусстве, необходимо проводить большую работу по развитию восприятия. Целенаправленная работа, связанная с развитием творческого мышления и восприятия учащихся, оказывает существенное влияние на формирование всех сторон их профессионализма, в том числе и на качество музыкального слуха, делая его более тонким и чувствительным, способным улавливать в музыке отдельные детали гармонического языка, мелодики, фактуры.
Умение мыслить творчески у учащихся-музыкантов развивается с помощью постоянной, регулярной практической работы, связанной с выполнением постепенно усложняющихся творческих заданий. Эти задания связаны с метроритмической сферой, музицированием, импровизацией и сочинением. В процессе творческой работы возникает необходимость осмысления содержания и формы, жанровых особенностей, способов развития, динамических приемов и многих других компонентов музыкального языка.
Создание музыкальных сочинений, обладающих новизной и оригинальностью, а также полноценная художественная интерпретация возможны только при наличии развитого воображения и яркого образного мышления. При высоком уровне развития образного мышления и воображения автор способен заранее представить звуковую картину сочинения, его композиционную структуру, движение и перемещение различных темагических элементов и т. д.
велико. Не составляет исключения и наше время.
Роль игры в истории человеческого общества блестяще научно обоснована в философском труде И. Хейзинги "Homo ludens" («Человек играющий»). В частности, он пишет: «. культура возникает в форме игры, культура изначально разыгрывается... Общинная жизнь облекается в покровы надбиологических форм, которые придают ей высшую ценность, через игру. В этих играх общество выражает свое истолкование жизни и мира. Все это не следует понимать так, что игра становится, оборачивается культурой, но скорее так, что культура в е изначальных фазах имеет характер игры, осуществляется в форме игры и проникнута ее настроением» (83, 60). Особенно это положение касается сферы музыкального искусства. «Предназначена ли музыка для радости и развлечения, стремится ли она выразить возвышенную красоту или имеет священное литургическое предназначение, она всегда остается игрою» (83, 157).
Любовь человека к игре, таким образом, существовала и проявлялась всегда. Поэтому именно игровые формы работы являются весьма эффективными для развития продуктивных способностей учащихся и активизируют процесс обучения. В значительной мере это относится к сфере музыки, в которую они вписываются наиболее органично. «Игра» — это игра на музыкальных инструментах, игровые формы работы на уроках, импровизация и сочинение, исполнительская деятельность, театральная игра, где человек талантливо выражает себя как музыкант и как актер.
Творческие задания, а также сочинения нередко бывают связаны с конкретной темой урока, соответствующей учебной программе. К примеру, изучение метроритма становится гораздо более эффективным при использовании различных ритмических фигур в импровизации и игровых заданиях различного типа.
На начальном этапе работы для более углубленного усвоения программного материала планируются сочинения «целевого» порядка — на заданный интервал, на выявление красочной стороны отдельных аккордов и прочее. Впоследствии выполняется несколько творческих задач одновременно. В процессе этой работы изучаются аккордика, формообразование, новый гармони- ческий язык. Более сложные проблемы, которые педагог ставит перед учащимися (и помогает их решить), связаны с точной характеристикой образов, достижением соответствия между замыслом и его воплощением.
В качестве наглядных примеров в данной книге приводятся образцы из музыкально-художественной литературы, а также авторские инструктивные упражнения и примерные образцы творческих заданий (песни, пьесы). Помимо этого, включены отдельные фрагменты творческих работ учащихся, выполненных под руководством педагога (они отмечены инициалами), и опубликованные работы (дана ссылка на издание).
Творческое общение с музыкой, даже в простых формах, активизирует процесс познания. К такому выводу приходили в разное время знаменитые педагоги-музыканты Б. Асафьев, Б. Яворский, К. Орф, Э. Жак-Далькроз, П. Ван-Хауве, .Г Шатковский. В настоящее время преподавание теоретических дисциплин в средних специальных учебных заведениях и в музыкальных школах вполне возможно осуществлять таким образом, чтобы творческое развитие учащихся стало одной из главных задач. Это в первую очередь касается уроков сольфеджио и композиции, но применимо также в рамках теории и гармонии.