- Автор книги по теме гармония - теория
- Мюллер Т.Ф.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Потребность в новых учебниках и учебных пособиях по полифонии ощущается давно. Она основана на стремительном развитии художественной музыкальной практики, значительных достижениях в области исследований новых музыкальных явлений.
Изучение теории полифонии в высших учебных заведениях опирается на годичный курс полифонии историко-теоретических отделений музыкальных училищ, в котором усвоение основных теоретических положений, характеризующих закономерности полифонических форм, закрепляется выработкой навыков в сочинении мелодий и полифонических пьес как в строгом, так и в свободном письме.
Теоретическая основа вузовского курса полифонии представляет собой в большой степени обобщение наблюдений и характеристик художественной творческой практики, то есть изложение результатов теоретического анализа живой музыки. Такой аспект изучения полифонии ставит перед учебным курсом новые и существенные задачи. Автор данного труда видит эти задачи не только в исследовании и обобщении творческого опыта многих советских и зарубежных авторов, но и в перестройке порядка изучения курса полифонии.
Учебный курс полифонии (который ранее назывался курсом контрапункта и фуги) издавна входил в композиторское профессиональное образование, то есть являлся частью теории композиции. В таком виде этот курс фигурировал и в учебных планах отечественных консерваторий, о чем свидетельствуют учебники и учебные пособия, как переводные с иностранных языков, так и созданные профессорами— преподавателями консерваторий Петербурга и Москвы.
С рождением в наших консерваториях (после Великой Октябрьской социалистической революции) на научно-композиторском факультете нового направления в подготовке кадров, а именно— музыковедческого, курс полифонии приобрел новые задачи, которые постепенно привели к насыщению его историческими сведениями, а в послевоенное время (с конца 40-х годов) — к созданию HE только специального раздела программы, но и целого курса истории полифонии. Обеспечение такого курса пособиями потребовало усиленных научных изысканий в этом направлении, которые привели в нашей стране, в частности в Московской консерватории, к созданию значительных работ, среди них особо следует отметить труды профессора Вл. В. Протопопова *. Постепенным изменениям подверглись и учебники и учебные пособия по теории полифонии. Эти изменения коснулись в первую очередь методики преподавания контрапункта (то есть раздела строгого письма, или стиля). Если учебники и учебные пособия Х1Х века были построены в разделе изучения строгого стиля по системе И. Фукса (имеются в виду учебник Л. Бусслера, переведенный на русский язык и непользовавшийся B консерваториях, а также пособие Г. Конюса по строгому стилю), то после критики системы Фукса в книге Э. Курта«Основы линеарного контрапункта» * раздел курса строгого письма у большинства преподающих предмет претерпел значительные изменения. В учебниках и учебных пособиях, появившихся на русском языке уже после Великой Отечественной войны, система Фукса применения не получила, а в преподавании строгого письма постепенно накапливаются сведения по истории и теории развития полифонических форм и жанров, допускающие рассмотрение вокальной полифонии Возрождения в процессе ее музыкально-исторического развития.
Если изучение строгого стиля ранее основывалось преимущественно на практическом овладении техникой контрапунктирования и знании форм вокальной полифонии, то в настоящее время в курсе полифонии для историко-теоретиков заметно некоторое ослабление внимания к практическим работам, то есть сочинению пьес и упражнений, и повышение интереса к изучению художественных образцов. Эта тенденция усилилась в связи с накоплением исследований творчества композиторов Возрождения и трудов теоретиков того времени. Научно обоснованные сведения, характеристики творческого стиля мастеров вокальной полифонии XIII—XVI веков позволили проследить процесс развития музыкального мышления, развитие жанров и форм профессиональной вокальной и инструментальной полифонии, процесс развития теоретической мысли.
B последние десятилетия всe чаще раздается критика в адрес учебных курсов полифонии, в которых рекомендации к практическим работам представляют собой в основном лишь изложение абстрагированных правил, прикрывающих, вуалирующих непрерывность процесса развития музыкального мышления и творческих стилей.
В изложении материала настоящего учебника (в том числе и в практических работах) автор стремился сохранить в поле зрения историческую подвижность стилистических признаков и критериев, стараясь таким образом обосновать условность и в то жe время разумность общепринятых разделений на два стиля: а) стиль вокальной полифонии («строгий») и 6) стиль инструментальной и вокально-инструментальной полифонии («свободный»).
Изучение полифонии строгого письма, его форм и жанров, овладение техникой письма весьма целесообразно, ибо способствует болееинтенсивному развитию полифонического музыкального мышления, выработке пластики мелодических линий, а также переключению внимания от гармонического голосоведения, которое подчинено логике функционально-гармонических аккордовых последований, на сочетание индивидуализированных линий, что составляет основу полифонического стиля. Если в рекомендациях к практическим письменным работам, преследующим эти цели, невозможно прямо’ отразить подвижность средств и принципов, раскрывающихся в анализах художественных образцов, то выполнение таких работ, тем не мение, совершенно необходимо.
Одной из весьма существенных задач изучения стилей полифонии является тщательное раскрытие и практическое усвоение присущих тому или иному стилю интонационных, мелодико-гармонических и ритмических свойств.