- Автор книги
- Маньковский В.С.
Кино и телевидение родились и развиваются на базе известных научно-технических открытий. Соединение новых технических возможностей с некоторыми выразительными средствами театра — движением, действием — привело к появлению нового» синтетического вида искусства. Этот синтез продолжается, так как изобразительный ряд воссоединился со звуковым. Следовательно, кино и телевидение нашли свое выражение в единстве искусства и научно-технических достижений с одной стороны и в единстве изобразительных и звуковых средств — с другой. Эти единства основаны на глубоких внутренних связях, и каждая составляющая'не просто дополняет, а часто во много крат усиливает общий эффект, делая создаваемые звукозрительные образы более жизненными, а кино- и телевизионные произведения—высокохудожественными.
Таким образом, кино и телевидение, а в звуковой части и радиовещание возникли на границе двух разнохарактерных областей человеческой деятельности •— искусства и техники. Это привело к тому, что часто одни и те же явления рассматриваются с разных позиций. Инженеры, например, больше интересуются физической стороной звуковых процессов, тогда как музыканты — только их результатами. Первые из них оценивают явление по объективным, вторые — по субъективным его данным. Следует думать, что такое различие в подходе будет в ближайшее время устранено. Новая область знаний, связанная с важной и необходимой деятельностью звукорежиссеров (звукооператоров), станет самостоятельной, творческие и технические категории найдут в ней полное единство.
Все сказанное определяет общие черты предлагаемого учебного курса. Так как основная цель звукорежиссера — осуществление высококачественной звукопередачи, которая может быть достигнута только в результате синтеза творческих и технических средств, то и курс должен быть также синтетическим. В нем должны найти отражение вопросы творческого и технического характера. Рассматривая акустические характеристики различных естественных источников звука, способы создания высокохудожественных звучаний, технические средства и условия передач, в нем определяются методы управления звуковыми сигналами, которые позволили бы с учетом особенностей слухового восприятия обеспечить максимально высокое качество передаваемых звучаний.
Таким образом, целью данного учебного пособия, так же как и одноименного курса, читаемого студентам звукооператорской специализации, является такое практическое преломление их знаний в области физической, физиологической и архитектурной акустики, звукотехники и электроакустической аппаратуры, которое позволило бы им усвоить основные методы и приемы управления звуковыми сигналами и правильно использовать богатейшие и разнообразные технические средства для достижения высокого художественного и технического качества звукопередач. Этому должна способствовать лабораторно-практическая часть курса, прививающая навыки по субъективной оценке качества звучания при изменении вида сигнала и его физических параметров.
Автор выражает большую благодарность доктору технических наук М. А. Сапожкову, кандидатам технических наук Б. А. Адаменко, Я. Ш. Вахитову, Ю, М. Ишуткину, Ф. В. Семякину за советы и замечания, высказанные ими при просмотре рукописи книги.