- Автор книги по теме гармония - теория
- Максимов С.Е.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ
Среди музыкально-теоретических дисциплин одно из важнейших мест занимает курс гармонии.
Успешное овладение этим трудным предметом стоит в теснейшей связи с воспитанием музыкального слуха. Чем раньше будет пробуждено гармоническое сознание учащегося, тем легче и тем крепче будут освоены теоретические положения курса гармонии. Таким образом, первое условие при выполнении упражнений по гармонии на фортепьяно заключается в том, чтобы музыкальный слух участвовал в полной мере в выполнении предлагаемых заданий. Это возможно, разумеется, только при условии вполне свободного выполнения учащимся каждого упражнения.
В настоящее—третье—издание пособия внесены дополнительно образцы художественного творчества в виде иллюстраций к некоторым темам и ряд заданий, имеющих обобщающий характер, с примерным их решением.
Из соображений удобства пользования книгой, в пособие введена единая нумерация заданий.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Настоящее пособие имеет целью руководить учащимся и направлять его работу во внеклассных занятиях на фортепьяно по курсу гармонии.
Расположение тем и их истолкование строго соответствуют программе о гармонии, принятой в музыкальных училищах и консерваториях. Задания внутри каждой темы расположены с возможной постепенностью, особенно на первом этапе обучения, где методичность изложения является, как известно, важнейшим средством для овладения материалом.
Учитывая возможности различных специальностей, составитель пособия исходил из максимальных требований по данному виду гармонической работы. Инициативе преподающего предоставлен выбор упражнений и их количество,
„Проверочные упражнения“ предназначаются для подготовки учащегося к экзамену. Они излагают в суммарном виде наиболее существенное из курсовых заданий. Содержание и форма „Поверочных упражнений“ дают возможность преподающему легко приспособить йх для экзаменационных билетов по гармонии. Изменения могут коснуться преимущественно количественной стороны упражнений.
При составлении настоящего пособия автор пользовался ценными указаниями своих коллег no консерватории—членов теоретической кафедры, а также советами и замечаниями преподавателей теоретических дисциплин в музыкальных училищ г. Москвы. Всем этим лицам, не названным здесь поименно, а также сотрудникам библиотеки Московской консерватории автор выражает искреннюю благодарность.
Автор считает долгом с чувством сердечной признательности помянуть здесь светлое имя своего покойного профессора Л. М. Рудольфа, руководившего теоретическим образованием составителя этой книги в годы его юности.