- Автор книги по теме гармония - теория
- Литинский Г.И.
ОТ АВТОРА
Общеизвестно, что курс полифонии подытоживает один из серьезных этапов воспитания молодого композитора. Однако, этим не исчерпывается значение полифонии в композиторской практике; на разных по времени и характеру этапах творчества художника полифония продолжает оказывать большое влияние на все стороны его мастерства.
Новые задачи, выдвинутые жизнью перед советским музыкальным искусством, обязывают вновь подумать о дальнейшем совершенствовании преподавания музыкально-теоретических дисциплин, в частности курса полифонии у композиторов. Сложившаяся практика изучения полифонии предусматривает выполнение довольно широкого круга композиционных, теоретических и аналитических заданий, многообразие форм и разносторонний характер которых способствует лучшему усвоению курса. В то же время нельзя не заметить, что в методике преподавания полифонии отсутствует существенное звено: специальные задания, предназначенные для выполнения непосредственно за инструментом. Так обстояло дело в прошлом, так обстоит оно и в наше время. Отсутствие упомянутых заданий, независимо от причин, порождающих подобное положение, все более ощутимо сказывается на развитии полифонического мышления молодого композитора. К этому выводу автора привели систематические прослушивания множества самых разнообразных произведений в повседневной общественно-музыкальной жизни.
Если кратко обобщить свои наблюдения, придется с сожалением признать, что значительная часть выразительных средств образно-тематического развития, связанных с полифоническим искусством, выпадает из поля зрения композиторской молодежи. Можно без преувеличения сказать, что подавляющее большинство молодых композиторов не мыслит полифонию вне элементарных видов и форм имитации. Да и такая имитационность понимается ими чаще всего узко, без должного внимания к тому новому (хотя бы в ладофункциональном соотношении том и ответов и принципов их развития), что достигнуто практикой советских композиторов старшего поколения и лучшими представителями реалистического направления зарубежного музыкального творчества.
Упрощенное представление о средствах полифонического развития неизбежно приводит к серьезным осложнениям, которые возникают в тех фазах образно-музыкального развития, где молодой композитор начинает утрачивать власть над тематическим материалом. Именно в таких случаях, сопровождающихся постепенным ослаблением логики тематического развития, неокрепшая творческая инициатива начинает «метаться» и поисках выхода из трудного положения. В результате, как показывают наблюдения, возникают разделы, существо которых основано на импровизации, нередко утрачивающей связь с темой. Встречается и противоположное, когда в процессе импровизации главенствующую роль начинают играть бесконтрольные повторы, превращающие тему в своего рода навязчивую идею. Таким образом молодой композитор попадает в «заколдованный круг», из которого выбраться весьма трудно.
Немало и таких случаев, когда единственным выходом из возникших трудностей кажется фугато, которое, по мнению малоопытного композитора, якобы гарантирует «непогрешимость». Главным недостатком таких фугатных разделов является немотивированность их возникновения с точки зрения логики музыкального развития и жанровых черт композиции. Этот недостаток нередко усугубляется прекращением «фугирования» до исчерпания даже скромных возможностей его развития.
Все это обусловлено многими причинами. Одной из них является неполная осведомленность молодежи в соответствующей музыкальной литературе, классической и современной, хотя, казалось бы, нет оснований жаловаться па отсутствие интереса или внимания к ней и процессе обучения. Другие причины связаны - не побоимся сказать - с недостаточной органичностью усвоения курса полифонии. Полифония, как и иные сферы творчества, требует последовательного развития у композитора специфически полифонического мышления н естественном сочетании его с индивидуальными особенностями дарования. В этом автор не однократно убеждался на ряде опытов, проведенных со студентами-композиторами разной степени одаренности.
Каковы же средства, которые смогли бы способствовать устранению существующей у большинства начинающих композиторов разницы в остроте гармонического и полифонического мышления и усилению второго?
Одним из таких средств автору представляется предлагаемый задачник по полифонии, и котором предусмотрена целесообразная последовательность в расположении задач для выполнения их на фортепиано в рамках двухголосия. При выполнении задач ладогармонические средства и музыкальный стиль ничем не должны отличаться от аналогичных средств, которыми начинающий композитор пользуется в своей работе. Таким образом исключается применение норм полифонии строгого письма.
В своей работе автор руководствовался главным образом интересами совершенствования воспитания композиторов. Однако, это не исключает более широкого применения его в учебной практике: характер заданий позволяет использовать их для углубления знаний и усиления творческого начала у молодых музыковедов и исполнителей. Кроме того, он может служить пособием для самостоятельного музыкально-творческого совершенствования.
- Раздел первый. Сочинение контрапунктирующего голоса к заданной мелодии-теме. Задачи 1-69
- Раздел второй. Сочинение контрапунктирующего голоса, расположенного выше и ниже заданной мелодии-темы. Задачи 70-95
- Раздел третий. Двухголосный строго диатонический канон в верхнюю и нижнюю октаву с различными расстояниями вступления риспосты. Задачи 96-123
- Раздел четвертый. Двухголосный канон в верхнюю и нижнюю октаву с различными расстояниями вступления риспосты и применением альтераций. Задачи 124-149.,
- Раздел пятый. Двухголосный канон с разными показателями интервала и расстояния вступления риспосты. Задачи 150-201
- Раздел шестой. Двухголосные интермедии и канонические секвенции. Задачи 202-231
- Раздел седьмой. Экспозиция и контрэкспозиция двухголосной фуги. Задачи 232-283
- Приложения:
- I. Определение расстояния между пропостой и риспостой в задачах 96-149
- II. Определение интервала вступления риспосты в задачах 150-201
- III. Определение расстояния вступления риспосты в задачах 150-201
- IV. Образцы канонов, относящиеся к задачам 96-201.