Лаврова С.В. Цитирование в творчестве современных композиторов | Soundmain
Лаврова С.В. Цитирование в творчестве современных композиторов

PDF Лаврова С.В. Цитирование в творчестве современных композиторов СПб.;2007. Издание второе

Автор книги по теме гармония - теория
  1. Лаврова С.В.
2023 09 20 11 26 51

ВВЕДЕНИЕ

Рассматриваемый период последняя треть ХХ века - в сравнении с предшествующими десятилетиями сформировал свои собственные принципы мышления и композиторской техники. Вместе с тем, очевидно, что они проистекают из тенденций, проявивших себя еще в предыдущих десятилетиях. Музыка последней трети ХХ века по иному преломляет историческое наследие: оперирование различными стилевыми моделями происходит на уровне перестройки самого композиторского мышления.

В музыке последней трети ХХ века цитирование становится одним из важнейших компонентов композиторской техники, образуя специфический пласт художественной культуры, в основе которого лежит принцип эстетико-стилевого диалога. Функции цитирования протяжении истории музыкальной культуры бьти подвержены трансформации, поэтому очевидно, что современная эмансипация цитаты является результатом длительной эволюции. В предшествующих столетиях цитата подчинялась стилевым нормам контекста, и для незнакомого с первоисточником слушателя была, вполне возможно, незаметной. В ХХ столетии стилевые связи переходят в открытую систему, позволяющую в рамках одной композиции взаимодействовать неоднородным элементам, при этом "швы" могут быть нарочито подчеркнуты и маскировка цитаты совершенно необязательна.

Принципы связи "своего" и "чужого", выработанные новой и старой музыкой, становятся носителями композиторской индивидуальности. Сегодня апелляция к ''чужому слову" имеет не единичный, а практически всеобщий характер.

Такая апелляция предполагает необходимую свободу обращения с различными элементами композиторской техники, которые, вливаясь в общее русло, составляют своего рода новую политехнику.

Метод сочетания различных приемов композиторских техник образует принципиально иную систему, основанную на идее множественности и свободы обращения с разнообразным материалом и в любой последовательности. Изучение этой новой открытой системы взаимодействий, взаимовлияний, основанной на эволюции приема цитирования и получившей широкое распространение не только в музыке, но и в искусстве последней трети ХХ века в целом, является актуальной проблемой, которая находится в центре данного исследования.

Термины, заявленные в работе, пока еще не являются общепринятыми и устоявшимися, хотя они уже существует в общеинтеллектуальном пространстве, определяя те или иные стороны композиторского процесса. Напомним первоначальное, "родовое" значение терминов: "цитата" (от латинского citatum) - означает приводить выдержку из какого-либо текста; "комплементарность" происходит от латинского complementum и содержит указание на
дополнение.

Взаимосвязь цитирования и комплементарности обнаруживается со всей ·очевидностью. Наряду с этим, необходимо отметить, что комплементарность понятие значительно более широкое, применимое к различным проявлениям дополнительности в то время как цитирование в своем изначальном толковании, подразумевает лишь заимствование какого-либо текста. Несмотря на разные масштабы этих двух понятий, противопоставления между ними не возникает. Необходимо отметить, что если изначальное толкование цитаты является достаточно узким и конкретным, то с расширением границ данного явления в дихотомии цитирование комплементарность на передний план выходит последнее как одно из наиболее значимых контекстуальных свойств цитаты.

Однако, в данном исследовании, комплементарность - важнейший принцип, при помощи которого становится возможным типологизация на основе общих тенденций, проступающих сквозь множественные проявления авторского своеобразия, связи различных элементов.

В современной музыке данный термин также стал часто употребляемым: например, в связи с додекафонией: "Существуют и другие родственные отношения между разными формами серии, основанные на принципе, отличном от "цепного" (начальный тон второй формы серии тот же, что и последний тон первой формы). Если, например, первая половина тонов тобой данной серийной формы может быть дополнена первой половиной тонов другой формы той же серии до двенадцатитонового комплекса (естественно то же самое получится и со вторыми половинами), то в таком случае можно говорить о комплементарных формах серии". В отношении функциональной логики в тональных формах звуковысотной организации словосочетание "принцип комплементарности" упоминается в качестве общественного закона в.курсе современной гармонии Шульгина. Г. Григорьева в своем исследовании "Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины ХХ века" употребляет этот термин в связи с принципом образно-тематического развития, становление которого намечается в 1960 - 1970-е годы - так называемого принципа интонационно стилистической комплементарности, действующей как в
последовательности, так и в одновременности.
Автор
SoundMain
Скачивания
10
Просмотры
497
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху