PDF - КРЫЛОВ Г. Современные интерпретации теоретической категории классической индийской музыки nada
КРЫЛОВ Г. Современные интерпретации теоретической категории классической индийской музыки nada

PDF КРЫЛОВ Г. Современные интерпретации теоретической категории классической индийской музыки nada им. Гнесиных, 1988. С. 111-132.

Автор книги по теме гармония - теория
  1. Крылов Г.
2023-01-15_16-18-45.png

Памятники санскритской письменности представляют богатые материалы по истории индийской цивилизации. В них содержатся разнообразные сведения о древней музыкальной культуре, позволяющие проследить постепенное становление и формирование науки о музыке, которая на протяжении огромного исторического периода (II тыс. до н.э. - I тыс. после н.э.) прошла путь от прикладных околоритуальных трактовок до системного специализированного знания.

Сочинения авторов эпохи зрелого индуизма: Бхараты (II в.), Датти-лы (IV в.), Матанги (VII в.), Абхинавагупты (Х в.), Шарнгадевы (ХIII в.) составляют канон классического музыкознания на санскрите, на котором основывается музыковедческая мысль средневековья вплоть до нового времени.

Трактаты по теории музыкальных искусств - сангите (samgita ) входили в огромный свод литературы, в котором были кодифицированы нормы индуистской учености. Смежными дисциплинами с сангитой были грамматика (vyakarana ), логика (hetuvidya ), йогическая психофизиология (adhyatmavidya ), метрика (chandasastra ), диалектология (bhashajnanam ), учение о молитвенных формулах-мантрах (mantrasastra ) и т.д. Сложность языка, эзотеричность символики, громоздкость детальных разработок содержания - все эти отличительные черты индуистского знания (которое Ф.И.Щербатской называл "искусственно-усложненным") в полной мере присущи музыковедческим сочинениям.

Санскритский музыковедческий трактат сложно рассматривать как выражение храмовой ритуальной культуры и как специальное научное знание. Знаковая система сангиты содержит, благодаря многозначности санскритских слов, удивительную игру смыслов. В санскритском термине прикладное научное понятие почти всегда оказывается выражением какого-либо сакрального представления.

Но в связи с тем, что сангита в новое время изучалась преимущественно как специальное знание, а не как выражение индуистской культуры, в современном музыкознании санскритский термин понимается исключительно как обозначение конкретного музыкального явления. Между тем индийцы трактовали музыку не только как звуковое явление, а как психофизиологический феномен, как процесс сознания.

И вся система терминов, которая окончательно сложилась в науке, описывающей процессы сознания - тантре[1] , лингвофилософии грамматиков и ранее в упанишадах[2], получила дальнейшую разработку в музыковедческой традиции. Для древнеиндийского ученого-музыканта важнейшие понятия теории музыки: nаdа, varna, ruga, ansa, jati, kaia и др. - были названиями известных явлений феноменологии сознания. Для нас же они обозначают только конкретные явления музыкального процесса.

Безусловно, было бы неправильно экстраполировать понятия философии на музыкальный процесс. Но еще более ошибочно - отрывать музыковедческую мысль от ее культурной почвы и рассматривать категории сангиты исключительно как прикладные обозначения определенных явлений музыкального процесса, интерпретируя их в европейской терминологии. Очевидно, здесь необходимо разработать методологию описания санскритского термина в которой бы специальное музыковедческое понятие сопрягалось с философской категорией, но не отождествлялось с ней, а рассматривалось как символ выраженной в этой категории мировоззренческой интуиции.
Автор
SoundMain
Скачивания
48
Просмотры
1,639
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху